Первые в жизни открытия

Первые в жизни открытия
Вы замечаете, что ваш шестимесячный малыш начинает сидеть, пробует ползать, играть с игрушкой, пытается что-то сказать, привлечь вас к общению. Каждый день к наработанным навыкам добавляются новые и успехи ребенка не могут вас не радовать. Но вы задумывались, что происходит с малышом в личностном плане? Изменилось ли у крохи восприятие самого себя и каким он себя воспринимает?
Если Вы не нашли ответ или Вам может быть полезна помощь врача - Вы можете обратиться к нашим специалистам и получить ответ в течение часа.
Задать вопрос врачу

И что для него значите вы, его мама? Даже в таком раннем возрасте у малыша начинается новый виток отношении с самым близким окружением: с мамой и самим собой.

Осознание тела
Формирование целостного восприятия своего тела у ребенка происходит к 4 – 6 месяцам. Он узнает, что у него есть ножки и ручки, которыми можно управлять и малыш с удовольствием учится координировать свои движения.

Сначала малыш знал только свой ротик, все остальное пространство было неподвластно ему. Удовлетворение основных потребностей происходило именно через рот и кормление: чувство голода, беспокойство, желание спать. Мамино молоко и насыщало, и успокаивало, и помогало уснуть.

Позже малыш стал обнаруживать и другие части тела, например ушки, за которые удобно хвататься ручками. Затем он нащупал носик, обследовал ручками все лицо. Знакомство с ручками, да и с ножками, происходит так же через рот, ведь так интересно потрогать язычком пальчики. Ножки малыши обнаруживают, когда во время кормления случайно упираются ими в маму. После изучения отдельных частей приходит осознание всего тела. Малыш уже не часть бескрайнего пространства, а завершенный объект, имеющий начало и конец. Знакомство с целым образом произошло и малыш осознал, что все разрозненные расти тела – это и есть она сам.

Новое знакомство с мамой
С восприятием мамы происходит примерно то же самое. В отличие от взрослых, малыш почти до 5 месяцев не может воспринимать целостный образ мамы. В определенные моменты малыш всегда выделял для себя что-то одно: голос, глаза, руки, грудь. Во время кормления малыш воспринимал только грудь с питательным молоком. При разговоре малыш слышал мамин голос и только он выступал на первый план. При поглаживании ребенка ребенок чувствовал только ее руки и ощущал приятные прикосновения. Несмотря на такое разрозненное восприятие родного человека, начиная с месячного возраста ребенок способен узнавать голос мамы, к трем месяцам отличать ее голос от других, а к пяти четко реагировать на звуки родного голоса.

К полугоду у крохи возникает умение воспринимать целостный образ мамы, это совпадает с периодом развития объемного зрения. Ребенок учится воспринимать разрозненные кусочки, составляя из них единый образ мамы.

Осознание самостоятельности
Как только ребенок начинает воспринимать себя как единый образ, он обнаруживает, что не составляет с мамой одно целое, а отделен от нее. Такой своеобразный кризис раннего возраста лишает ребенка чувства безопасности и дает ощущение возможной потери мамы из-за ее отделения. Когда это происходит, мама замечает, что ребенок чаще забирается к ней на руки, повсюду следует за ней по пятам, часто зовет маму и капризничает, когда не видит ее рядом с собой.

К 6 месяцам страх потерять маму достигает у ребенка крайней степени и нужно заверить малыша, что мама всегда будет рядом. Осознание своей самостоятельности дается ребенку очень болезненно, он будет адаптироваться к своему положению долго, до 3 лет. Но с каждым месяцем беспокойство постепенно будет снижаться и в конце концов сойдет на нет.
Параллельно с кризисом, в сознании малыша рождается понятие своего «Я». Ребенок учится владеть собой, его чувства связываются между собой и уравновешивают друг друга. У него в голове сохраняется образ заботливой и любящей мамы, поэтому переносить разлуку с ней становится легче.

Но помимо положительного образа, у ребенка складывается и негативный образ мамы. Он запоминает свои чувства в те моменты, когда малыш нуждается в ней, а мамы нет рядом. Положительный и негативный образы складываются в один – единый образ мамы, таким образом, ребенком совершается еще одно очень важное открытие. Отношение малыша к маме переходит на другой, более качественный уровень. Если раньше отношение было сугубо потребительским, то теперь ребенок начинает проявлять свою любовь, которая выражается в обеспокоенности и заботе о маме. Из-за осознания своей самостоятельности, ребенок начинает испытывать особые чувства к маме.

Бывает и так, что ребенок не переходит на новый уровень отношений и продолжает использовать маму как человека, удовлетворяющего его потребности. Затем такое отношение переносится на всех окружающих.

Потребность в поддержке
В сложный для ребенка период взросления, маме необходимо быть рядом с ним и не пресекать попытки малыша общаться с ней. Нужно войти в положение малыша и понять все его страхи и страдания. Маме стоит постараться не отлучаться далеко и быть готовой подойти к ребенку, когда это ему необходимо. Лишний раз взять малыша на руки, показать ему свою любовь, покачав перед сном, совсем не сложно. Испортить ребенка излишней любовью невозможно, особенно в том возрасте, когда малыш остро нуждается в поддержке, заботе и любви родного человека.

Дата публикации: 12.08.2011 19:38

Просмотров: 3057

Проголосуйте за статью
Рейтинг: 0, Голосов: 0
загрузка...

Добавить комментарий
Имя:
Email:
Комментарии
+
Задать вопрос
11
Врачей онлайн