Детские страхи: причины и признаки их проявления. Как отличить тревогу от страха?

Детские страхи: причины и признаки их проявления. Как отличить тревогу от страха?
Мы знаем, что возникающие страхи как взрослых людей, так и детей всегда  основаны  на врожденном инстинкте  самосохранения. Все страхи имеют  защитный  характер  и всегда сопровождаются  физиологическими  изменениями  высшей  нервной  деятельности: увеличивается  частота  пульса, дыхания,  поднимается или падает артериальное  давление,  интенсивно выделяется  желудочный  сок, появляются изменения кожных покровов, повышается потоотделение.
Спросите врача онлайн

Гарантированный ответ в течение часа

Действительно, эмоция страха возникает, когда нам что-то угрожает. А.И. Захаров выделяет две группы страхов, имеющих универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер:

  1. смерть
  2. крах жизненных ценностей.
Помимо крайних выражений страх подразумевает переживание человеком возникшей реальной или воображаемой опасности. Понимание сути возникновения опасности и её четкое осознание формируется в процессе жизненного опыта ребенка или взрослого.

У детей распространены «внушенные страхи». Их источник - взрослые, окружающие ребёнка, которые непроизвольно или специально склоняют ребёнка к страху, указывая на наличие опасности реальной или выдуманной. Малышу чаще всего не понятно, чем грозят те или иные его действия, но он уже в речи взрослых отчетливо распознаёт сигнал тревоги, рефлекторно у него возникает реакция страха. Она является регулятором его поведения. Если малыша постоянно запугивать, то через некоторое время он теряет спонтанность своего поведения вместе с уверенностью в себе. В этот период страхи начинают размножаться, а ребёнок начинает проявлять признаки тревожности, делается капризным без причины, его действия становятся скованны и осторожны.

К внушённым страхам ребенка относят страхи, которые возникают у беспокойных родителей, которые чересчур опекают свое чадо. Разговоры с ребёнком о смерти, несчастных случаях и болезнях, пожарах, убийствах оставляют отпечаток в его детской и ранимой психике.

Как следствие, ребенок начинает пугаться стука в дверь или небольшого шороха в соседней комнате.

Как отличить тревогу от страха?

В нашей жизни мы часто слышим термин «тревога». В возникающих чувствах, таких как страх и тревога есть общие эмоциональные компоненты – это чувства беспокойства и волнения.

Обычно тревога - это состояние предчувствия опасности и общее состояние беспокойства. Очень часто тревога у детей проявляется в ожидании событий, которые не поддаются прогнозам. А страхом называют эмоционально заострённое отражение в сознании ребенка конкретной угрозы. Таким образом, тревога – это эмоциональное ощущение предстоящей угрозы.

Следует понимать, что тревога - это не всегда отрицательно выраженное чувство, она может проявляться у ребенка и в виде радостного волнения или ожидания чего-либо приятного.

Виды страхов у детей

В психологии выделяют несколько видов страхов, которые возникают у детей:

Ситуативный страху ребенка может возникнуть в необычной и опасной обстановке, которая его шокирует.

Личностно обусловленный страхвозникает под влиянием формирующегося характера ребенка. Например, под влиянием взрослого - ребенок может стать мнительным. Ситуативные и личностные страхи всегда смешиваются.

Реальный страхи острый страх - определены конкретной жизненной ситуацией ребенка. Например, ребенок боится пылесоса, так как он шумит.

Воображаемый страхи хронический страх - предопределены особенностями личности ребенка. Например, ребенок боится темноты, так как в ней живут монстры.

Уровни страха

Психологи выделяют несколько уровней страха, который может возникнуть у ребенка:

Естественный или возрастной страх - кратковременен, легко поддается коррекции, часто сам исчезает с возрастом. Возрастные страхи не затрагивают ценностные ориентации ребенка. Не влияют на формирование его характера и поведения. Взаимоотношения с окружающими людьми остаются на прежнем уровне, характерном для определенной возрастной категории, в которой находится ребенок. Некоторые формы возникающего страха у детей имеют защитную функцию, так как позволяют избежать опасных ситуаций.

Патологический страх - характеризуется крайне драматичными формами выражения. Ребенок испытывает неподдельный ужас и эмоциональный шок. Патологический страх имеет трудно обратимое течение и затяжной характер. Он навязчив и непроизволен. У ребенка, в ситуации страха, со стороны сознания полностью отсутствует контроль поведения. Следствием возникновения страхов данного типа является искажение характера ребенка, нарушение межличностных отношений и приспособлений малыша к социальной действительности.

Как проявляется страх у детей?

Страх бывает так очевиден, что его можно обнаружить сразу. Например, оцепенение, ужас, плач, растерянность, бегство. О других же страхах детей можно судить только косвенным признакам, которые могут оставаться не заметными долгое время.

Началом возникновения страха и тревожного состояния является появление чувства беспокойства у ребенка. При остром чувстве страха ребенок говорит невпопад, дрожащим голосом. Взгляд малыша обычно отсутствующий, а выражение лица испуганное. Тело ребенка становится холодным, конечности леденеют и становятся влажными. Сбивается дыхание. Учащается сердцебиение. Кожные покровы малыша бледнеют или становятся красными, могут покрываться пятнами.

Последствия страха

Последствия возникающих страхов у детей непредсказуемы. Иногда страхи малышей настолько разрастаются в психике малыша, что затормаживают её развитие. У детей может наблюдаться исчезновение положительных эмоций. Смех и жизнерадостность становятся недоступными. Вместо положительных эмоций развиваются эмоциональная неудовлетворённость, неуверенность в себе, ребенок выглядит удручённым.

Но самое главное - человек, который в детском возрасте не смог избавится от страхов, став взрослым, испытывает огромные трудности в установлении гармоничных семейных отношений и передаст свои страхи своему ребёнку.

Патологический страх оставляет отпечаток и на мышлении малыша. Оно становится быстрым, хаотичным в состоянии тревоги. А при страхе -вялым, заторможенным. Мышление ребенка теряет свою гибкость. Стремительно уменьшается познавательная активность малыша, а любознательность и любопытство исчезают. Дети становятся безынициативными, что говорит о развитии защитного торможения, которое предохраняет психику от эмоциональных перегрузок.

При постоянно действующем страхе на ребенка искажается его эмоционально – волевая сфера. Отношения окружающих к нему воспринимаются неадекватно.

Причины возникновения страхов у детей

Отечественные психологи выделяют ряд причин возникновения страхов у детей:

Малая игровая и двигательная активность ребенка, а также отсутствие навыков коллективной игры содействуют развитию у детей повышенного беспокойства. Отсутствие эмоциональных и шумных подвижных игр малышей обедняет их эмоциональную жизнь. Игра - самый естественный способ коррекции страхов. У строгих родителей, которые запрещают ему играть, ребёнок без оснований беспокоится по любому поводу. Он не умеет активно и уверенно преодолевать жизненные трудности.

Страх и беспокойство у детей вызывают испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие возникающей подмены семейных ролей. Много работающая и доминирующая в семейных отношениях мать беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми, она не может уделять нужное количество времени своему чаду. В ответ на это вызываются ответные реакции беспокойства и страха малышей. Доминирующая в семейных отношениях мать также указывает на недостаточный авторитет отца, а это значительно затрудняет общение с ним сыновей.

У эмоционально чувствительных детей беспокойство возникает вследствие стремления матерей как можно раньше начать работу и выйти из отпуска по уходу за ребенком. Они очень рано отдают малышей в дошкольные учреждения, на попечение своих родителей, нянь и фактически не учитывают эмоциональное состояние малыша.

Конфликтные отношения родителей являются одной из самых явных причин возникновения у ребенка патологических страхов. Если малыши видят, что родители часто кричат, ссорятся и занимаются рукоприкладством, то число страхов у малышей резко возрастает. Девочки более эмоционально ранимо воспринимают отношения в семье.

На количество страхов, возникших у детей, большое влияние оказывает состав семьи. В неполных семьях у детей страхов на много больше, чем у детей в полных семьях.

Единственные дети в семье наиболее подвержены страху, чем дети с сестрами и братьями. Увеличение числа детей в семье способствует уменьшению страхов. А увеличение числа взрослых у детей вызывает обратный эффект. Так как они заменяют ребенку весь мир, навязывая свои строгие правила и создавая искусственную среду развития. Обычно в ней нет места для сверстников, веселым играм, маленьким тайнам, проказам. Это порождает постоянное и устойчивое чувство эмоциональной неудовлетворённости и беспокойства ребенка.

Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения страхов у детей. У молодых, жизнерадостных родителей дети менее склонны к возникновению и проявлениям страхов. А у родителей после 30-35 лет малыши часто беспокойны. Впитывая с раннего возраста тревогу родителей, дети очень рано начинают проявлять признаки беспокойства, которое перерастает в инфантильность, неуверенность в себе.

Но следует помнить, что большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Данные страхи чаще всего носят преходящий характер, но, к сожалению, они способны пробуждать аналогичные страхи, которые хранятся в памяти родителей.

Родителям следует учесть, что большинство страхов передаются детям совершенно неосознанно. А некоторые страхи, возникшие у ребенка сознательно взращиваются родителями в процессе воспитания. В целом, мамы в большей мере передают детям тревожность, беспокойство и страхи. А папы часто прививают ребенку мнительный способ реагирования на жизненные ситуации. А это является базисом возникновения у детей опасений, страхов, сомнений.

А чего боится ваш ребенок? Можете ли вы найти причину его страхов? Знаете ли вы как с ними бороться? Если у вас возникли вопросы, то наши консультанты окажут Вам квалифицированную помощь и помогут Вашему малышу расти гармонично, избавившись от страхов.

Детские страхи - как преодолеть?
Ночные страхи и кошмары случаются у каждого ребёнка. Они не являются признаком того, что здоровье малыша не в порядке или что его нервная система расшатана. Тем не менее, кошмары и страхи являются негативным проявлением, и прямая задача родителей - это помочь ребёнку как можно быстрее справиться с ними. Что же нужно предпринять для этого?
Первый шаг к изгнанию страхов - тесный контакт
Необходимо наладить с малышом тесный контакт. Ребёнок должен полностью доверять вам и, кроме того, быть уверенным в вашей безусловной любви. Хорошие отношения внутри семьи также немало способствуют спокойствию ребёнка. Даже если полностью устранить конфликты невозможно, старайтесь выяснять отношения только, когда поблизости нет малыша. А с ребёнком старайтесь держаться ласково и ровно. Не забывайте, что понимание и внимание отца не менее важны для ребёнка, чем доброжелательные и ровные отношения с матерью. Правильные действия родителей облегчат напряжённость малыша, что будет способствовать уменьшению его страха.
И всё же, если страхи не проходят? Так ли уж необходимо обращаться к врачебной помощи? Если у малыша нет серьёзным проблем со здоровьем, эти страхи возможно нейтрализовать и дома. Вашему вниманию предлагается специальная программа, разработанная именно для нейтрализации таких страхов.

Рисуем страхи
Программа имеет несколько этапов, один из которых - рисование самих страхов. Дети обычно любят рисовать. Уже в два года малыш тянется к бумаге и карандашам, а уж в трёхлетнем возрасте рисование - одно из самых любимых занятий малыша. В это время у него происходит развитие образного мышления. Через рисование ребёнок пытается выразить собственные эмоции и чувства. Психологи полагают, что детские рисунки способны передать особенности их темперамента, увлечения и интересы. Детские рисунки могут выступать зеркалом внутренних переживаний детей.
Если в рисунках преобладают чёрные и серые тона – можно вести речь об отсутствии жизнерадостности, о плохом настроении, о страхах, с которыми не умеет справиться их психика. Преобладание сочных, ярких красок в рисунках указывает на активность ребёнка, оптимизм, хорошее настроение.
Прежде чем приступить к рисованию страхов, надо сначала увлечь малыша самим процессом рисования. Пусть прежде сделает рисунок на нейтральную тему: «Любимое животное», «На улице», или «Моя семья». Последняя тема может иметь очень важное значение. Обратите внимание, как и где он нарисовал своих родителей, где самого себя. Если он поместил себя в центре рисунка, родителей поблизости, значит, детские страхи не имеют отношения к конфликтам в семье. А вот если малыш изобразил себя в стороне от родителей – это может служить тревожным сигналом. Возможно, не всё ладится в семье.

Выясняем, где прячется страх
Ну а далее можно переходить в рисовании к теме: «Чего же я боюсь». Поговорите по душам с ребёнком, узнайте, чего он больше всего боится. Пусть он нарисует этот страх. Если малыш отказывается рисовать свои страхи, это совсем не значит, что они отсутствуют. Вероятнее всего, он пытается их отрицать, и это осложнит их преодоление. Не бойтесь, что графическое изображение может усилить страх. Напротив, во время рисования снижается тревожное напряжение, проходит ожидание, что произойдёт нечто ужасное.
Рисование может длиться не более получаса. Малыш может нарисовать несколько страхов, или только один – который больше всего боится. Покажите ему его рисунок, опишите его с юмором, а затем поинтересуйтесь, боится ли он всё ещё? Достигнутые с помощью рисования успехи в преодолении детских страхов хорошо бы закрепить в процессе игры.
А если страхи зашли уже достаточно далеко и, кроме того, малыш имеет другие психологические проблемы, помощь ему должен оказывать специалист.

 23 марта 11:10 Ответить

Добавить комментарий
Имя:
Email:
Комментарии