Синдром неудачника в начальной школе

Синдром неудачника в начальной школе
Каждый из периодов жизни ребенка характеризуется рядом психологических особенностей, которые оказывают определяющее влияние на его поведение в социуме. От характера ребенка зависит то, как на него реагируют окружающие - одни формы поведения вызовут поощрение, другие наказание.
Спросите врача онлайн

Гарантированный ответ в течение часа

Эти реакции в свою очередь приводят к закреплению психологических особенностей ребенка или же к их перемене. Если же реакции окружающих ведут к обострению какой-либо имеющейся проблемы ребенка, то возникают наиболее стойкие психические отклонения; при этом образуется замкнутый круг, разорвать который сможет лишь перестройка отношений с ребенком.

Если имеет место быть синдром неудачника, то основная психологическая особенность ребенка - повышенный уровень тревожности.Он не уверен в себе, постоянно о чем-то беспокоится и волнуется. Любой негатив или отрицательная оценка окружающих приведет к повышению уровня тревоги. При этом те ситуации, которые обычными детьми воспринимаются спокойно, у ребенка с повышенным уровнем тревоги вызовут стресс.
 
Также стоит отметить то, что при синдроме неудачника затрудняется принятие решений - ребенок слишком обдумывает все возможные неприятные варианты развития событий. В итоге повышение уровня тревоги отрицательно сказывается на всех сторонах жизни ребенка.

При подготовке к школьному обучению или же в самом его начале взрослые меняют свое отношение к неудачам и успехам ребенка; при этом трудности, практически всегда неизбежные в начале учебы, вызывают у родителей резко отрицательную реакцию. Подобные негативные оценки снижают детскую самооценку и повышает уровень тревоги, а такие изменения вовсе не способствуют улучшению результатов. Напротив, ребенок начинает заранее продумывать то, "как будет плохо, если опять получу 2", тратит слишком много времени на несущественные детали задания или же вообще отказывается от слишком трудных по его мнению заданий.

Часто завышенные требования родителей к ребенку являются стартовым моментом к формированию повышенной тревожности. Восприятие средних школьных успехов как неудач, ведет к тому, что вслед за родителями ребенок начинает считать также. В результате растет беспокойство, а соответственно - начинаются реальные проблемы в учебе.

Итак, чтобы сделать вывод о наличии у ребенка синдрома неудачника, необходимо обратить внимание на следующие нюансы:
- низкие достижения. Рассматривается не объективная картина, а оценка, даваемая деятельности ребенка взрослыми - учителями, родителями.
- беспокойство, тревога и неуверенность в себе. Как правило, наибольшее беспокойство вызывает то, что касается школы.
- чересчур высокая значимость оценок взрослых для ребенка.

Постоянное состояние неуспеха с течением времени приводит к формированию пессимистических настроений, а часто и развивает депрессивные состояния, которые могут проявиться уже к концу обучения в начальной школе. В возрасте постарше - у подростков - нередко совершается перенос позиции неудачника в школьной сфере на остальные сферы жизни и формируется самосознание абсолютно не успешной личности.

Для преломления синдрома неудачника взрослые должны дать ребенку ощущение успеха.При этом не сравнивать результаты ребенка ни с чем, кроме его собственных результатов; если же результаты по каким-то причинам снижаются, то не нужно ребенка ругать - просто выразите уверенность, что завтра все получится. Важно найти какую-то область деятельности, в которой ребенок сможет реализовать себя, пусть даже она не будет иметь прямого отношения к учебе. И пускай придется долго ждать успехов - уверенность и адекватная самооценка ребенка стоит этого.
 


Добавить комментарий
Имя:
Email:
Комментарии