Функциональное расстройство желудка у детей. В чем причины расстройства желудка?

Функциональное расстройство желудка у детей. В чем причины расстройства желудка?
Под функциональным расстройством желудка понимают такое состояние, когда временно или постоянно нарушается двигательная его функция или секреторная, с образованием пепсина или соляной кислоты.
Если Вы не нашли ответ или Вам может быть полезна помощь врача - Вы можете обратиться к нашим специалистам и получить ответ в течение часа.
Задать вопрос врачу

Функциональное расстройство желудка – когда родители перекормили

В результате возникают проявления желудочной диспепсии (проблемы пищеварения, переваривания пищи и ее усвоения), при этом нет никаких морфологических (структурных) нарушений в области слизистой оболочки желудка (нет гастрита, язвы, эрозий и т.д.). Данные функциональные расстройства в структуре патологии системы пищеварения занимают около 35-40% от всех пищеварительных расстройств, и зачастую они являются рукотворными, то есть сами родители провоцируют данные расстройства – кормя детей или слишком обильно, или неподобающими по возрасту продуктами.
 
В чем причины расстройства желудка?

Причин для расстройства пищеварения, в том числе и для расстройства желудка в детском возрасте более чем достаточно. Прежде всего, это усилия и чрезмерное рвение родственников и родителей ребенка накормить его повкуснее и посытнее, совершенно забывая об особенностях детского пищеварения и организма. Жирное, углеводистое, кислое острое питание может спровоцировать негативную реакцию желудка малыша. Обычно у детей наследственно обусловленой может быть и слабость пищеварения, когда плохо принимается тяжелая пища, а также могут существенно влиять нервные и психические перегрузки, неадекватность пищи по количеству и по качеству, несоблюдение режима питания, а иногда полное его отсутствие. Существенно влияют на расстройство желудка кормления через силу, истерики за столом, перегрузки физического и вестибулярного плана (укачивание).
На развитие проблем с желудком могут влиять и многие внутренние факторы – неврозы и проблемы с вегетативной нервной системой, проблемы кровообращения, болезни внутренних органов, как пищеварения, так и другие, проявления пищевой аллергии, паразитозы (глисты и лямблии), и очаги хронической инфекции.
 
Механизм развития функциональных расстройств

Основу данных расстройств желудка функционального характера составляют нарушения в нормальном суточном ритме выделения желудочного сока и активных сокращениях желудка из-за слишком активных изменениях в тонусе мышц или нервной системе, нарушениях в работе регулирующих систем гипоталамуса и гипофиза, при изменении тонуса нервов и формировании спазмов желудка. Также большую роль играет повышенная выработка особых пищеварительных желудочных гормонов вследствие внешних и внутренних факторов – например, из-за пассивного курения, глистов, либо угнетения ферментов при болезнях, перегревании, переутомлении и стрессах.

По причинам и механизмам развития функциональные расстройства желудка бывают:

  1. первичными или внешними, вызванными экзогенными факторами,
  2. торичными, внутренними, вызванными заболеваниями.
Исходя из характера расстройств в работе желудка, можно выделить две большие группы проблем:

  1. расстройства моторного типа (то есть двигательной активности желудка), к ним относят гастроэзофагеальные рефлюксы или дуоденогастральные – это обратный заброс содержимого из кишки в желудок или из желудка в пищевод. Сюда же относят спазмы желудка и спазмы пищевода.
  2. расстройства секреторного типа – это повышение или понижение желудочной секреции с нарушением обработки пищи ферментами.
Клинические проявления

Функциональные расстройства желудка могут проявляться всевозможными симптомами как локализованными в области проекции самого желудка, так и несколько отдаленными от него, и даже совсем удаленными от желудка, но, тем не менее, вызванные именно проблемами с пищеварением. Но типичными для всех функциональных расстройств в желудке являются:

  1. эпизодическое проявление проблем, кратковременность проявлений, их постоянная изменчивость, приступы не похожи один на другой.
  2. по обследованию не выявляется никаких нарушений в строении слизистой оболочки, нет эрозий, повреждений, язв и т.д., а также нет изменений гистологической структуры желудка.
  3. симптомы в основном проявляются в условиях стрессов, межсезонья, смены погоды и других явлений, которые, так или иначе, влияют на работу вегетативной нервной системы и центрального отдела нервной системы,
  4. проявляется связь с пищевыми факторами, особенно в условиях приема новой пищи, жирной, тяжелой, острой, фаст-фудов и других погрешностей в еде.
  5. почти всегда выявляется негативный невротический фон, наличие заболеваний пищеварения, системы выделения или эндокринной системы.
  6. у детей помимо нарушений пищеварения также выявляются раздражительность и чрезмерная эмоциональность, проблемы со сном, гипергидроз (чрезмерная потливость), колебания артериального давления и неустойчивость пульса.
Какие симптомы можно ожидать?

Самым частым и самым распространенным симптомом функционального расстройства желудка станет возникновение болей в желудке и в области живота, могут быть боли различного характера, но чаще всего это приступообразный характер боли, боли коликообразного характера, локализация которых постоянно меняется, и преимущественно боли концентрируются с разных сторон вокруг пупка. При этом при подобных функциональных болях отлично помогают препараты спазмолитического ряда.

Реже возникают чувство тяжести в желудке, приступы отрыжки, в том числе и тухлой или кислой, возникновение тошноты и даже рвота. Частые рвоты могут быть признаком пилороспазма, функционального нарушения моторики места перехода желудка в кишечник, а вот при кардиоспазме, судорожных сокращениях в области перехода пищевода в желудок, могут быть проблемы с проглатыванием пищи и срыгивание непереваренной пищи. Иногда рвоты во время еды фонтаном.

Обычно при прощупывании живота у детей они не проявляют признаков сильной болезненности в области живота, может быть легкая болезненность в области эпигастрия (под нижней частью грудины), но боли непостоянны и быстро проходят сами по себе.
 
Как ставится диагноз?

Обычно установление диагноза «функциональное расстройство желудка» идет методом исключения всех органических патологий кишки и поражений морфологического характера. Прежде всего, для врача важен подробный расспрос и осмотр ребенка, исключение у него гастрита, язвенной болезни желудка и кишечника, эрозий, органической патологии. Но зачастую данных рассказа родителей и их жалоб не хватает на то, чтобы установить точный диагноз – проявления многих пищеварительных заболеваний функциональной и органической природы, очень похожи между собой.

После проведения осмотра и расспроса, необходимо сдать анализы крови и мочи, копрограмму и исследование кала на инфекции, паразитов и лямблии. Если все анализы спокойные, необходимо проведение инструментальных обследований. К ним относят прежде всего эндоскопию (глотание лампочки), при которой врач миникамерой с подсветкой осмотрит визуально состояние слизистой желудка. При функциональном расстройстве желудка стенки не будут изменены, нет признаков воспаления, деформации и эрозирования, нет язв. При недавнем приступе может быть так называемая «рабочая» гиперемия – или легкая краснота желудка, особенно если была рвота и боли.

Важно провести и оценку секреторной способности желудка – исследовать количество и качество желудочного сока путем зондирования и рн-метрии. Обычно отмечают нормальную или слегка повышенную секрецию сока. Также стоит отметить наличие или отсутствие моторных нарушений – спазма сфинктеров, усиления перистальтики, проблем с пищеводом и двенадцатиперстной кишки – рефлюксы.

Иногда необходимо проведение проб желудочного сока с нагрузкой специальными препаратами, которые как стимулируют, так и подавляют перистальтику и секрецию – это могут быть гастрин, секретин, гистамин, физические нагрузки.

Также важно выявить провоцирующий фактор – это обычно проблемы с нервной системы и учет у невролога, проявления эндокринных расстройств, паразитарные заболевания и лямблиозы, очаги хронической инфекции в виде аденоидов, синуситов, кариозных зубов. Очень важно определить, что это именно функциональная патология. Отличив ее от гастритов, дуоденитов и язвы. Так как принципы их лечения сильно разнятся.
 
Как это лечится?

Прежде всего, основа лечения и профилактических мер по устранению функционального расстройства желудка – это устранение первопричин его возникновения. Прежде всего, в терапию входит нормализация детского питания с количеством и качеством питания, соответствующего возрасту. Их меню необходимо исключить острые и жирные блюда, жареное, копченое и сильно соленое, кофе и газировки, чипсы, сухарики, колбасу, жвачки и чупа-чупсы.

Питаться ребенок должен регулярно, это должна быть горячая пища, обязательно супы, и прием пищи должен быть строго в одно и то же время. У подавляющего большинства детей нормализация рациона и режима питания приводит к значительному улучшению состояния.

Необходимо также проводить коррекцию всех фоновых заболеваний, вегетативных расстройств – препараты ваготоники с седативным эффектом, седативные травы и настои, психотерапевтические меры воздействия и малые транквилизаторы. Отлично помогают при явлениях вегетативной дистонии препараты по типу фенибута – корректоры вегетатики, помогают препараты-адаптогены – золотой корень, элеуторококк, женьшень). Отлично помогают в устранении вегетативных расстройств такие методы лечения как иглорефлексотервпия и акупунктура, электрофорез с кальцием, бромом, витаминами, применение массажа и электросна, водные процедуры и лечебная физкультура. Обычно коррекции самих нарушений пищеварения при устранении причин, уже и не требуется, так как после устранения причины пропадают и симптомы расстройств.

При нарушениях моторики желудка могут быть показаны препараты и средства коррекции – при коликообразных и схваткообразных болях применяют спазмолитики и спазмолитические травы, нитраты, блокаторы кальциевых каналов. Если возникают рвоты и тошнота, могут понадобиться прокинетики по типу церукала или имотилиума.

Если возникают нарушения секреции желудка, необходимо применять препараты антацидов (при повышенной секреции и кислотности), а при очень большой кислотности – холинолитики. Обычно лечение проходит быстро и большее значение имеют меры профилактики и здоровый образ жизни.
 
Меры профилактики просты как никогда – это ведение здорового образа жизни с самого рождения и правильное питание, которое не нарушает моторики и секреции пищеварения. Важно строгое соблюдение режима дня и питание, соответствие продуктов возрастным границам, адекватные нагрузки на ребенка физического и эмоционального плана. Малыш с функциональным расстройством желудка будет стоять на учете у педиатра или гастроэнтеролога один год, проводится оценка его жалоб, коррекция всех вегетативных и пищеварительных расстройств, меры по физической и психологической реабилитации. Обычно достаточно только профилактических приемов седативных препаратов или трав, нормализация нагрузок и правильное питание, через год диспансерное наблюдение снимается и ребенок считается здоровым.

При неблагоприятных условиях и при отсутствии адекватного наблюдения и лечения, функциональное расстройство желудка может перерасти уже в более серьезные патологии – гастриты и гастродуодениты, язвенные процессы в желудке и кишечнике. А эти процессы уже хронические и могут потребовать практически пожизненного лечения.

Дата публикации: 01.12.2013 09:43

Просмотров: 30460

Проголосуйте за статью
Рейтинг: 4, Голосов: 8
загрузка...
RE: Функциональное расстройство желудка у детей. В чем причины расстройства желудка?
Ирина 2

Как дочка пошла в школу, то ли из- за нервного напряжения, то ли из- за еды в столовой мучается жутким поносом. Не хотела пичкать её таблетками, но народные средства оказались бессильны. Врач сказал, что так как она уже не младенец, то можно давать ей Имодиум. Теперь всегда кладу ей его в рюкзак, чтоб неприятность эта её врасплох не заставала. Сами знаете какие сейчас учителя бывают - лишний раз ребёнка в туалет не отпустят.

 04 января 23:09 Ответить

Если нормально попроситься, то должны отпустить, не надо говорить что учителя такие звери.

 05 января 14:39 Ответить

Добавить комментарий
Имя:
Email:
Комментарии
+
Задать вопрос
11
Врачей онлайн