Какие нарушения зрения у детей существуют и почему так важна их ранняя диагностика?

Какие нарушения зрения у детей существуют и почему так важна их ранняя диагностика?
Профилактикой нарушений зрения у детей нужно начинать еще во время беременности. Так как факторы, оказывающие негативное воздействие на развитие зрения у детей, в подавляющем большинстве случаев, являются врожденными.  Они могут быть генетическими, пре- и перинатальные. А так же, в незначительном количестве — приобретенными, которые могут возникать в результате  травм, недостатка и нарушения обмена веществ в организме ребенка инфекционной природы.
Если Вы не нашли ответ или Вам может быть полезна помощь врача - Вы можете обратиться к нашим специалистам и получить ответ в течение часа.
Задать вопрос врачу

Когда нужно посетить детского врача офтальмолога?

Первый раз посетить детского врача офтальмолога необходимо с новорождённым малышом. В этот период врач определят наличие катаракты, глаукомы, врожденного косоглазия, нистагма. Производит оценку состояния сосудов глазного дна малыша.

Если все хорошо, то следующий прием врача назначают на  два и три года. В этом возрасте проверяют остроту зрения малыша. Проводят диагностику косоглазия и амблиопии.

Далее зрение проверяют непосредственно перед поступлением в школу (6-7 лет), а далее, если нет жалоб со стороны ребенка и родителей — в 11-12 и в 14-15 лет. На приеме у врача оцениваются цветовое зрение, бинокулярные функции, выявляется наличие близорукости или дальнозоркости.

Дорогие родители, ранняя диагностика нарушений зрения позволяет не только выявить заболевание, но и предупредить возможные отклонения в развитии малыша. Резкое снижение остроты зрения ограничивает весь процесс познания ребенком окружающего мира, негативно влияет на формирование речи, деятельности, памяти, воображения, внимания.

В настоящее время все дети с нарушениями зрения в зависимости от степени тяжести дефекта делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение представляют собой категорию психофизических нарушений, которые проявляются в ограничении зрительного восприятия ребенка или его полном отсутствии. Это влияет на весь процесс формирования и развития психики личности ребенка. У детей с нарушениями зрения формируются специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития.  Что проявляется в отставании, нарушении и специфичности всего хода развития двигательной активности, пространственной ориентировки в пространстве, формировании представлений и понятий об окружающем мире, в способах предметно- практической деятельности, в особенностях проявления эмоционально – волевой сферы и поведения, а так же социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

Кто такие слепые и слабовидящие дети?

Слепые (незрячие) дети – это подкатегория лиц с тяжелыми нарушениями зрения, у которых фактически отсутствуют зрительные ощущения, но может иметься светоощущение или остаточное зрение до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками. В эту категорию входят лица с прогредиентными заболеваниями (развитие болезни — развитие болезни с нарастанием симптоматики) и сужением поля зрения (до 10 -15 градусов) с остротой зрения до 0,08.

Так же выделяют лиц с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза. В данном случае полностью утрачивается зрительное восприятие, но имеется светоощущение или остаточное зрение, которое позволяет воспринимать цвет, свет, некоторые контуры (силуэты) предметов.

Слабовидящие дети – это подкатегория лиц с менее выраженными нарушениями зрения. Дети данной категории имеют остроту зрения от 0,05 до 0,02 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Помимо нарушения остроты зрения слабовидящие дети могут иметь некоторые отклонения в состоянии других зрительных функций (периферическое и бинокулярное зрение, цвето- и светоощущение,).

Слабовидящие дети при знакомстве с явлениями, предметами, при пространственной ориентирови, при движении имеют некоторую возможность использовать имеющееся у них сохранное зрение. Зрение, в этом случае, остаётся ведущим анализатором ребенка.  Но зрительное восприятие малышей сохранно лишь частично и считать его полноценным нельзя.

Понимание окружающей действительности  у детей с нарушениями зрения значительно сужен, замедлен, неточен. Зрительное восприятие и впечатления малышей ограничены,  представления имеют некоторое качественное своеобразие. Например, дети с резко выраженной близорукостью или дальнозоркостью могут не заметить признаки важных для характеристики предмета.

У слабовидящих детей при косоглазии затруднена способность видеть и воспринимать мир двумя глазами, то есть нарушено бинокулярное зрение. Стоит отметить, что при условии раннего вмешательства специалистов и специального обучения пространственное и стереоскопическое, форменное зрение развивается и совершенствуется. А это  обеспечивает в дальнейшем формирование сложных пространственных представлений.

Среди слабовидящих детей встречается большое количество малышей с контрастной чувствительности зрения, нарушением цветоразличительных функций, имеются врождённые формы патологии цветоощущения.

В категорию слабовидящих детей входят:

Миопия (близорукость) – возникает в том случае, если рефракция при которой параллельные лучи света соединяются в фокусе не на сетчатке глаза, а перед нею.

В настоящее время врачи различают три степени близорукости:

  1. I(слабая) - до 3,0 дптр;
  2. II(средняя) - до 3,0-6,0 дптр;
  3. III(высокая) - свыше 6,0 дптр.
Миопия у детей чаще всего обусловлена удлинением переднезадней оси глаза, вследствие растяжения склеры в заднем и экваториальных отделах, реже - чрезмерной преломляющей силой от оптических сред.

Вследствие чего возникает миопия? Развитию миопии у детей способствует работа на близком расстоянии при ослабленной аккомодации (врождённой или приобретённой) (чтение с близкого расстояния и т.д.), в неблагоприятных гигиенических условиях (плохой свет, не правильное положение тела); большую роль играют  наследственные факторы (если у родителей было снижение зрения, то ребенок находится в группе риска), нарушение биохимических свойств склеры (нарушения обмена веществ в организме ребенка), повышенное внутриглазное давление.
  
При миопии у детей возникает характерное понижение остроты зрения вдаль. Зрение улучшается при использовании вогнутых линз.

Какие формы миопии выделяют?

Существует высокая прогрессирующая миопия, когда вследствие растяжения глаза в его различных структурах возникают патологические изменения (деструкция стекловидного тела, стафиломы склеры, периферические хореоретинальные дистрофии, центральные и другое). Растяжение глаза может осложняться кровоизлияниями в его сетчатку, стекловидное тело, сосудистую оболочку (хориоидею). Это может сопровождаться истончением, разрывами, отслойкой сетчатки.

Гиперметропия (дальнозоркость) – это такой вид рефракции, при которой параллельные лучи света соединяются в фокусе за сетчаткой.   Гиперметропия -  это нормальная рефракция глаза новорождённого. С увеличением величины глаза у малышей формируется эмметропическая рефракция (нормальная для взрослого человека).

Гиперметропия возникает вследствие задержки роста глазного яблока (малый глаз). Главный фокус оптической системы в этом случае будет лежать позади сетчатки глаза. Для того, чтобы получить чёткие изображения на сетчатке необходимо напряжение аккомодации при зрении вдаль и вблизи.

Различают несколько степеней гиперметропии:

  1. у детей хорошее зрение впереди и вдаль сохраняется благодаря аккомодации;
  2. у детей отмечается хорошее зрение вдаль, но наступает быстрая утомляемость глаз при работе на близком расстоянии;
  3. у детей наблюдается плохое зрение вдаль и вблизи. Острота зрения малышей улучшается в случае использования выпуклых линз. Уменьшение выраженности гиперметропии возникает в период роста глаза ребенка. С возрастом в связи с тем, что наступает ослабление аккомодации хрусталика, ухудшается зрение вблизи и возникает пресбиопия.
Астигматизм  –  это разновидность аномалии рефракции. Она связана с тем что кривизна роговицы глаза неодинакова в разных меридианах, вследствие этого лучи проходящего  света не могут собраться в одну точку. При возникновении астигматизма у ребенка наблюдается невозможность длительной нагрузки при работе на близком расстоянии и утомляемость глаз. При использовании цилиндрических линз наступает улучшение зрения.

Амблиопия – это большая категория нарушений зрения, которая включает в себя различные по происхождению формы понижения зрения. Причинами амблиопии являются функциональные расстройства зрительного анализатора.

Выделяют следующие виды амблиопии:

  1. истерическую рефракционную,
  2. обскурационную,
  3. дисбинокулярную.
Астения (повышенная утомляемость ) . При незначительных нагрузках утомление возникает на много чаще, чем при повышенной нагрузке на зрительный анализатор. Утомление возникает обычно во второй половине дня. В тяжелых случаях, даже при несложных видах деятельности начинает быстро проявляться чувство усталости, слабости. Возникает ухудшение качества и темпа деятельности. При астении даже отдых мало помогает.

У детей с астенией возникают и вегетативные нарушения: повышенная потливость, бледность лица и кожных покровов.

Тяжелые степени астении у детей характеризуются резкой слабостью вплоть до прострации. Детей утомляет любая деятельность, кратковременная беседа, передвижения.

Заболевание глазодвигательного аппарата. Причинами патологии глазодвигательного аппарата у детей могут быть:

  1. патологические изменения в мышечных или нервных окончаниях;
  2. повреждение проводящих путей и центров глазодвигательных нервов.
Которые возникают вследствие сосудистых, воспалительных, опухолевых заболеваний, травм, аномалий развития головного мозга у детей.

Содружественное косоглазие. Это расстройство глазодвигательного аппарата, которое характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного глаза от совместной точки фиксации. Оно является нарушением функции бинокулярного зрения.

Особенностью возникшего содружественного косоглазия у ребенка является то, что подвижность каждого глаза будет не ограничена и косящий глаз будет совершать тот же объём движений, что и здоровый (вверх, вниз, вправо, влево).

Содружественное косоглазие возникает чаще всего в раннем возрасте (до трех лет) . Оно отрицательно влияет на психику ребенка, формирование его характера и самооценки. Это обусловлено тем, что при косоглазии невозможна правильная и быстрая оценка соотношений окружающих предметов, пространственных представлений. У малыша в дальнейшем возникают большие ограничения в выборе профессии. Следует отметить, что не исправленное косоглазие приводит к резкому снижению остроты зрения в будущем.

У детей при содружественном косоглазии в результате расстройства бинокулярного зрения,  как правило, развивается амблиопия – это понижение остроты зрения от того, что один глаз является бездеятельным.

Различают несколько видов косоглазия:

  1. аккомодационное,  данный вид косоглазия исчезает при правильно подобранных очках;
  2. частично аккомодационное.
Таким образом, слепота и слабовидение представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушений и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно- практической деятельности, в особенностях эмоционально – волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

Дата публикации: 21.04.2014 16:52

Просмотров: 6448

Проголосуйте за статью
Рейтинг: 5, Голосов: 1
загрузка...

Добавить комментарий
Имя:
Email:
Комментарии
+
Задать вопрос
11
Врачей онлайн