Подростковый возраст - возраст перемен и становления личности

Подростковый возраст - возраст перемен и становления личности
«Трудный подросток» – это штамп, который "лепят" родители взрослеющим детям, если не могут найти с ними общий язык. А ведь часто такая проблема бывает надуманной, конфликты возникают из-за того, что родители не знают психологии подростка. Хотя в любом случае «головная боль» становится общей и для взрослых, и для детей.
Если Вы не нашли ответ или Вам может быть полезна помощь врача - Вы можете обратиться к нашим специалистам и получить ответ в течение часа.
Задать вопрос врачу

Конечно, мы видим, как внешне изменились наши дети, повзрослели, вытянулись. Но заглянуть во внутренний мир дочери или сына невозможно, они этого не позволят. И это естественно – ведь подросток имеет право на свои тайны и секреты. Сейчас для них пришло его время самоутверждения, формирования внутреннего «Я». Они стремятся найти себя в этом огромном мире, стать желанными, любимыми и уважаемыми людьми. В первую очередь подростку во время взросления нужна поддержка семьи, близких людей. А родители не могут смириться с тем, что их ребенок жаждет самостоятельности, им удобнее всего прочитать мораль, наказать, направить на путь истинный. Лишь бы было так, как они сказали. А что думает по этому поводу сын или дочь? Проще всего этот вопрос задать им – спокойно, по-доброму, без скандала и нравоучений. Поверьте, вы узнаете много нового о своем ребенке.

Ведущие психологи всего мира, которые изучали проблемы подросткового возраста, солидарны в том, что этот возраст есть самым важным и наиболее тяжелом периодом в жизни человека. Результаты исследований, проведенных учеными, позволили назвать причины нестандартного поведения подростков. Если родители будут знать хотя бы некоторые из этих догм, они смогут избежать проблем в общении со своими взрослеющими детьми, станут активными помощниками в становлении личности ребенка.

Что советуют психологи

1. Подростковый возраст называют промежуточным между детством и взрослостью. Психологическими новообразованиями этого периода есть личностное самоутверждение, потребность молодого человека в общении, увеличение его контактов, формирование нового мировоззрения, пересмотр и изменение ранее установившихся убеждений и представлений, а также усвоение ценности и нормы жизни подростковой среды.

2. Подростковый период наполнен противоречиями. Одна из наиболее важных его особенностей – личная нестабильность подростка. Великий педагог В.О.Сухомлинский подчеркивает, что общая особенность этих противоречий – несоответствие между стремлением к самоутверждению, своими желаниями и умением воплотить все это в жизнь. Иногда противоречия этого возраста углубляются, что приводит к срывам и конфликтам в семье. Но если родители умело проводят воспитательную работу, то такие ситуации сглаживаются, и конфликты не возникают.

3. Психолог Э. Эриксон отмечал в своих трудах, что психологическая напряженность, которая сопровождает период формирования целостности личности подростка, зависит от многих факторов, а не только от физиологического дозревания, характера человека. Важна при этом духовная атмосфера общества, в котором находится человек, влияют на воспитание и внутренние противоречия общественной идеологии.

4. Важнейшей сферой жизнедеятельности подростка есть общение, которое занимает много времени. Общение помогает в формировании мировоззрения, ценностной ориентации, сопутствует развитию эмоциональной сферы, взаимоотношению подростков в различных направлениях деятельности. Оно имеет прямое влияние на формирование личности в целом.

5. Наблюдения ученых доказали, что общение для подростка, это соединение в одно целое двух противоречивых потребностей: желания принадлежать к группе и стремления к обособленности – подросток имеет потребность оставаться периодически наедине с собой. В одно и то же время он считает себя уникальным, но стремится ничем внешне не отличаться от своих сверстников.

6. Чувство одиночества, которое связано с проблемой становления личности, побуждает подростка к общению с ровесниками. Здесь он находит то, в чем ему отказали взрослые. Теряют актуальность прежние отношения с родителями, учителями. Ведь взрослеющего человека не удовлетворяет такая система отношений, когда он полностью зависим от оценки взрослых.

7. Многие теоретики пришли к выводу, что только опыт общения с одногодками сможет создать ценностный пример для морального поведения подростка. Принимать решения, основанные на собственных моральных принципах, он способен при отсутствии рядом авторитетных людей – родителей и учителей, других взрослых.

В принципе, картина ясна. Теперь взрослые должны сделать выбор: «гнуть» сою собственную линию дальше, применяя при этом недейственные способы воспитания, или дать свободу подростку, превратить общение с ним в увлекательную игру, отказаться от авторитарности, общаться со своим ребенком на равных. Но самое главное – помнить о том, что подросток – это личность, его необходимо уважать, считаться с его мнением, поддерживать в трудные минуты жизни.

Если вас заинтересовала тема воспитания подростков, то много интересного об этих вопросах вы узнаете из книг Г.С.Абрамовой и В.С.Мухиной. Читается и воспринимается эта литература очень легко, она поможет вам найти выход из сложившейся ситуации.

Дата публикации: 16.08.2011 23:58

Просмотров: 6963

Проголосуйте за статью
Рейтинг: 4, Голосов: 1
загрузка...

Добавить комментарий
Имя:
Email:
Комментарии
+
Задать вопрос
11
Врачей онлайн