22 октября - Международный день заикающихся людей

Что вы думаете об этом событии?

22 октября - Международный день заикающихся людей
Ежегодно 22 октября, начиная с 1998 года, во многих странах мира проводится Международный день заикающихся людей (International Stuttering Awareness Day). В 1995 г. в Швеции, с целью информирования населения земного шара о проблемах, связанных с заиканием, была создана Международная ассоциация заикающихся людей (International Stuttering Association, ISA), именно благодаря ее деятельности в 1998 году и был учрежден этот день. Ассоциация еще со времени своего возникновения провозгласила себя "рупором всех заикающихся людей на международном уровне".
Спросите врача онлайнв чате либо по телефону
Это звание она вполне оправдывает, ежегодно проводя в обществе огромную работу: многочисленные конференции и семинары, где поднимаются вопросы проблем заикающихся людей, собственный сайт, выпуск бюллетеней, поиск средств для стипендий заикающимся и т.д.

Заикание - это нарушение речи, для которого характерно частое повторение звуков, слогов и слов либо их удлинение. Также имеется частая остановка и нерешительность в речи, разрывающие ее ритмичное и плавное течение. Синоним заикания - логоневроз (навязчивый страх общения). Логоневрозом страдают чаще дети, нежели взрослые, у мальчиков в три - четыре раза чаще встречается заикание, чем у девочек. Частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18%, то есть имеется наследственная предрасположенность к недугу. Заикание у большинства детей проходит по мере взросления.Число заикающихся людей в мире по разным оценкам составляет от 0,5 до 10% от всего населения.

Упоминания о заикании доходят до нас с древних времен. Заикались некоторые египетские фараоны, персидский царь Бат, пророк Моисей (судя по описанию, у него имелся дефект речи, похожий на заикание), философ и оратор Демосфен, римский поэт Вергилий, Цицерон и другие видные деятели древних времен. Заикание также упоминается в трудах Гиппократа, он полагал, что причина заикания - это накопление влажности в головном мозге. Тогда как Аристотель считал, что логоневроз возникает из-за неправильного сотрясения артикуляционного аппарата.

Истинные причины развития логоневроза оставались неизученными до начала девятнадцатого столетия. Поэтому для лечения заикания применялись как народные способы (заговоры, мази, ношение амулетов и другие), так и поистине варварские методы, например, подрезание уздечки языка либо удаление части его мышц, что предложил немецкий хирург Иоганн Фридрих Диффенбах. Такие жестокие способы лечения некоторым больным все же помогали. В начале девятнадцатого века американские и французские ученные разработали лечебную гимнастику, которая помогала избавляться от заикания. Но она не давала мгновенного результата, поэтому не пользовалась успехом.

Наибольший вклад в изучение заикания внесли русские ученные - психиатр И. А. Сикорский, который впервые систематизировал все знания о заикании, и физиолог И. П. Павлов. Благодаря их трудам стали понятны причины развития заикания. Также в начале двадцатого столетия были разработаны специальные методики, помогающие избавиться от заикания и других нарушений речи. Кроме того, было основано новое направление в медицине - "Логопедия" - наука о нарушениях речи. Все это заслуга русских ученных. Но многое до сих пор остается неизвестным. Например, никак не объясняется, тот факт, что большинство больных с логоневрозом не заикаются, когда говорят сами собой, во время пения или разговора хором.

Причины развития заикания остаются предметом дискуссий. Мнения ученных сходятся на том, что в возникновении заикания играет роль совокупность нескольких факторов: наследственность, состояние нервной системы, особенности становления речи и т.д. Но даже наличие причин не всегда приводят к развитию заикания, они являются лишь пусковыми механизмами. А разовьется ли заикание, зависит от изначального состояния центральной нервной системы и тонуса двигательного речевого центра Брока.

Профессор Джералд Магуайр из Калифорнийского Университета провел исследования и выяснил, что у людей страдающих заиканием повышен уровень дофамина (медиатора, контролирующего работу головного мозга). И если эта теория будет подтверждена, то, возможно, в скором времени появятся лекарственные средства, понижающие уровень дофамина и будет решена проблема заикания.

Как только вам показалось, что ребенок начал заикаться, обращайтесь к специалистам. Максимальный и быстрый эффект от лечения имеется, если обращение к врачу было в течение 3-6 месяцев от начала заболевания. Благоприятный исход от лечения достигается, если оно начато в возрасте от 2 до 4 лет, менее благоприятный - от 10 до 16 лет. Так как к развитию заикания приводит большое количество причин, в его лечении принимает участие несколько специалистов: логопед, невропатолог, психотерапевт, психолог, иглорефлексотерапевт, инструктор по лечебной физкультуре и т.д. Лечение заикания - это долгий и кропотливый труд, как врача, так и пациента.

Как помочь тем, кто заикается?
  1. При разговоре с заикающимися людьми лучше обращать внимание на то, что они говорят, а не на то, как они говорят. Не нужно отводить взгляд в сторону, если они запнулись. Не перебивайте и не заканчивайте предложение за них. Не нужно говорить им "говори медленнее", "расслабься", "переведи дыхание" - это не помогает, наоборот, это, как правило, только повышает напряжение и усиливает заикание.
  2. В общении создавайте спокойную атмосферу. Не спешите, это может только усугубить проблему.
  3. Тема заикания не должна быть запретной. Если по-дружески и с улыбкой иногда упоминать о проблеме, то человек почувствует себя свободнее.
  4. Не нужно исправлять и критиковать человека. Своим вниманием, глазами, жестами, выражением лица и репликами показывайте, что вас интересует то, что он говорит. Не нужно пристально изучать его, когда он начинает заикаться, обращайте внимание на то, что он хочет сказать.
  5. Постарайтесь говорить с человеком медленнее. Это поможет в общении, он тоже будет говорить размеренно, что поможет избежать лишних приступов заикания. Нужно проявлять терпение, чтобы выслушивать. Не нужно перебивать, сделайте паузу, а потом отвечайте.
И самое главное - принимайте человека таким, какой он есть!

Добавить комментарий
Имя:
Email:
Комментарии