Умственная отсталость у детей. Кто такие дети с умственной отсталостью?

Умственная отсталость у детей. Кто такие дети с умственной отсталостью?
Многочисленную группу детей с отклонениями в развитии составляют дети с умственной отсталостью. К этой категории относятся дети, у которых вследствие органически обусловленного недоразвития либо раннего повреждения головного мозга отмечается общее психическое недоразвитие с преобладанием интеллектуального дефекта.
Если Вы не нашли ответ или Вам может быть полезна помощь врача - Вы можете обратиться к нашим специалистам и получить ответ в течение часа.
Задать вопрос врачу

Причем данное нарушение носит стойкий, необратимый, непрогрессирующий характер и ведет к большим трудностям в социальной адаптации ребенка.

Что такое – «умственная отсталость»?

Умственной отсталостью считается стойкое необратимое нарушение психического и интеллектуального развития, которое связано с органически обусловленным недоразвитием или ранним (до трех лет) повреждением головного мозга ребенка.

Признаки умственной отсталости:

  1. Органическая обусловленность нарушений психического развития
  2. стойкость нарушений, их необратимость к норме
  3. нарушение преимущественно познавательной сферы ребенка.
Причины умственной отсталости

В настоящее время  выделяется несколько  групп факторов, которые могут  привести к умственной отсталости ребенка, но все они связаны с тем, что происходит поражение мозга на ранних этапах развития малыша.

Приведем основные факторы, которые могут привести к умственной отсталости:

  1. Заболевания матери в период беременности
  2. сильные токсикозы, особенно в последние три месяца беременности
  3. интоксикация организма матери, которую могут вызывать  отравления различными веществами
  4. существующие нарушения обмена веществ матери
  5. иммунно-патологические состояния (ВИЧ, СПИД и так далее)
  6. узкий таз роженицы
  7. стремительные роды
  8. затяжные роды
  9. обвитие пуповиной
  10. неправильное предлежание плода (например, тазовое)
  11. химические вещества, которые воздействуют на женщину во время беременности
  12. радиоактивное излучение
  13. токсоплазмоз
  14. перенесенная краснуха женщиной во время беременности
  15. внутриутробные инфекции (герпес, ЦМВ и т.д.)
  16. резус-несовместимость крови матери и плода
  17. наследственные генетические поражения
  18. алкоголизм
  19. наркомания
  20. табакокурение
  21. внутриродовая черепная травма
  22. заболевания,  перенесенные в раннем возрасте (до трех лет)
  23. инфекционные болезни нервной системы (менингиты, энцефалиты)
  24. полиомиелит
  25. такие инфекционные болезни, как грипп и корь.
Умственная отсталость в международной классификации болезней
 
Умственно отсталые дети существенно отличаются друг от друга. В международной классификации болезней умственную отсталость подразделяют на:
 
F70 -  Умственная отсталость легкой степени.
Включено: слабо выраженная умственная субнормальность, слабоумие.
F71 -  Умственная отсталость умеренная.
Включено: умственная субнормальность средней тяжести.
 
F72 Умственная отсталость тяжелая.
Включено: резко выраженная умственная субнормальность.
 
F73 Умственная отсталость глубокая.
Включено: глубокая умственная субнормальность.
 
F78 Другие формы умственной отсталости.
 
F79 Умственная отсталость неуточненная.

Включено: умственная:

  1. недостаточность БДУ;
  2. субнормальность БДУ.
Для точной идентификации степени умственной недостаточности в МКБ-10 рубрики F70 - F79 употребляются со следующим четвертым знаком: .0, с указанием на нарушение поведения:

.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения;
.8 Другое нарушение поведения;
.9 Без указаний на нарушение поведения.
 
Характеристика умственной отсталости в зависимости от степени выраженности дефекта
По глубине дефекта в дефектологии умственная отсталость подразделяется на три степени: идиотия, имбецильность и дебильность.

Идиотия

Это самая тяжелая и глубокая степень умственной отсталости.

  1. У детей с идиотией почти всегда отсутствует речь;
  2. окружающих людей они не узнают (даже мать и отца);
  3. выражение лица полностью бессмысленное;
  4. внимание почти ничем не привлекается, а если и привлекается, то только на несколько секунд;
  5. наблюдается снижение всех видов чувствительности;
  6. эти дети начинают очень поздно ходить (но могут и не начать вовсе), их движения плохо координированы или не скоординированы совсем;
  7. на обращенную мимику и жестикуляцию не реагируют;
  8.  неопрятны в естественных отправлениях (ходят «под себя»);
  9. неспособны к самообслуживанию (до конца жизни человек не может умыться, сходить в туалет, почистить зубы и покушать);
  10. могут наблюдаются постоянные стереотипные движения — маятникообразные раскачивания туловищем или головой из стороны в сторону, назад и вперед.
При идиотии легкой и средней степени тяжести отмечается умение смеяться и плакать на рефлекторном уровне. Может быть некоторое понимание обращенной речи, жестикуляции и мимики. Их лексикон ограничен всего десятком элементарных слов.

Дети данной категории не обучаются в учреждениях и находятся (всегда с согласия родителей) в специальных учреждениях (детских домах для глубоко умственно отсталых). По достижению ими 18 лет они переходят в специальные интернаты. Продолжительность жизни при умственной отсталости тяжелой степени резко ограничена.
 
Имбецильность

Является более легкой степенью умственной отсталости.

  1. дети с данной степенью умственной отсталости обладают некоторыми возможностями  овладения речью;
  2.  могут освоить отдельные несложные трудовые навыки;
  3. словарный запас крайне беден (как активный так и пассивный словать не отличаются большим разнообразием);
  4. понимают чужую речь, жестикуляцию, мимику  в пределах постоянного обихода и повседневной жизни;
  5. грубые дефекты восприятия, мышления, памяти, общей и мелкой моторики.
Дети практически необучаемыми во вспомогательной школе, они являются недееспособными. Над ними устанавливается опека родителей или лиц, их заменяющих.

В настоящее время учеными-дефектологами для этой категории детей, разработаны специальные программы обучения, предусматривающие овладение элементарными навыками чтения, счета,  письма, простейшими трудовыми навыками.

Дебильность
 
Самая легкая степень умственной отсталости. Сниженный интеллект этих детей и нарушенная эмоционально-волевая сфера не позволяют им овладеть программой общеобразовательной массовой школы.
 
  1. У них часто нарушена устная речь
  2. нарушена письменная речь
  3. недоразвита аналитико-синтетическая функция высшей нервной деятельности
  4. с трудом овладевают навыками счета
  5. нарушена общая и мелкая моторика.
  6. не способны к анализу и обобщению
  7. обладают выраженной внушаемостью
  8. может встречаться распущенное поведение, в частности сексуальное.
Для детей с умственной отсталостью в степени дебильности важным является правильная и четкая ежедневная организация быта и труда. Дети данной категории при специальном обучении могут овладеть некоторыми элементарными специальностями. Могут освоить навыки самообслуживания и жить самостоятельно, но под чутким руководством.
 
Какие психические особенности психики свойственны детям с умственной отсталостью?

В следствии органического поражения головного мозга  дети с умственной отсталостью получают неполные и искаженные представления об окружающем мире, их социальный опыт беден.
 
Очень часто у умственно отсталых детей встречается снижение зрения, слуха и другие сопутствующие дефекты, которые не позволяют осуществлять восприятие окружающего мира полноценно. У детей отмечается нарушение обобщенности восприятия, его замедленный темп по сравнению снормально развивающимися сверстниками.  Детям с умственной отсталостью требуется на много больше времени, чтобы воспринять нужный материал (текст, картинку). Детям с умственной отсталостью тяжело выделять главное. Они почти или совсем не могут понять внутренние связи между логическими частями, персонажами в произведении или выявить причинно-следственные связи.
 
У детей отмечается в замедленный темп узнавания всего предъявляемого материала.  Дети часто путают схожие предметы, графически сходные буквы, цифры, сходные по звучанию слова,  звуки родного языка.
 
Мышление, которое является главным инструментом познания, у умственно отсталых школьников недостаточно сформировано и имеет свои отличия в сравнении с нормально развивающимися детьми.
 
Осуществляя операции сравнения, дети их проводят по несущественным признакам. Фактически не возможно для них выделение различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Установление сходства предметов тоже дается очень сложно.
 
У детей с умственной отсталостью наблюдается некритичность мышления,  они не могут  самостоятельно адекватно оценить свою деятельность или работу. Они не замечают своих  собственных ошибок,  не понимают своих неудач,  всегда довольны собой. У них отмечается сниженная активность всех мыслительных процессов и слабость регулирующей роли мышления.
 
У умственно отсталых детей запоминание, сохранение и воспроизведение информации (основные процессы памяти)  имеют свои особенности.   Дети запоминают только внешние, случайно зрительно воспринятые признаки. С большим трудом и только под контролем взрослого детьми запоминаются и осознаются внутренние логические связи различных ситуаций.
 
У детей с умственной отсталостью только в школьном возрасте  формируется произвольное запоминание чего-либо.  Так же у детей данной категории существует эпизодическая забывчивость в следствии  переутомления нервной системы из-за общей ее соматической ослабленности.
 
Речь умственно отсталых детей тоже имеет свои специфические особенности, нарушена фонетическая, лексическая, грамматическая ее стороны.  Нарушен звукобуквенный анализ и синтез, восприятие и понимание обращенной речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.
 
У умственно отсталых детей сильнее, чем у нормально развивающихся сверстников, выражены нарушения внимания. Наблюдается его малая устойчивость, замедленная переключаемость, трудности распределения внимания. При умственной отсталости непроизвольное внимание является ведущим.
 
При возникновении трудностей в какой-либо деятельности умственно отсталые дети не пытаются их преодолеть. Они бросают работу, указывая на то, что им скучно и не интересно. Не пользуются подсказками и обращенной к ним помощью. Если же задача посильна, то она поддерживает интерес и внимание детей.
 
У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие целенаправленной деятельности. Они не могут без специального обучения ее планировать.  
 
У всех детей данной категории отмечается резкое ограничение представлений об окружающем мире и жизни в целом. Их интересы примитивны, так же как и потребности и мотивы.  Все эти черты личности и психики умственно отсталого ребенка затрудняют формирование адекватных отношений со сверстниками и взрослыми.
 
Таким образом, для умственно отсталых детей характерно развитие на аномальной основе, что обуславливает его замедленность, своеобразные черты и значительные отклонения от нормального развития. Все умственно отсталые дети имеют ярко выраженное недоразвитие познавательной сферы, поэтому необходимо такое развивающее обучение, при котором у умственно отсталых обучающихся осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач.
 
Если у Вас возникли вопросы, касающиеся развития, обучения или воспитания ребенка с умственной отсталостью, ухода за ним, то обратитесь за консультацией к специалистам нашего сайта. Они помогут разобрать каждую конкретную ситуацию и найти оптимальное решение.
 

Дата публикации: 14.03.2014 20:22

Просмотров: 24434

Проголосуйте за статью
Рейтинг: 4.43, Голосов: 23
загрузка...

Добавить комментарий
Имя:
Email:
Комментарии
+
Задать вопрос
11
Врачей онлайн