Вальдорфская педагогика

Вальдорфская педагогика
Рудольф Штайнер является основателем вальдорфской педагогики. Ее главная цель - это развитие человека и его способностей. Эта педагогика представляет собой систему "детский сад - школа". В вальдорфских детских садиках и школах царит атмосфера приветливости, спокойствия, доброжелательности, там нет нецензурных слов и толкотни. Помещения обязательно отделаны природными материалами, а стены покрашены в цвета, которые подходят для возраста детей.
Если Вы не нашли ответ или Вам может быть полезна помощь врача - Вы можете обратиться к нашим специалистам и получить ответ в течение часа.
Задать вопрос врачу

Воспитатели в таких детских садиках избегают нагрузки на память, считая, что всему свое время и до семи лет идет физическое развитие ребенка и его творчества. При этом, все показывается на примере воспитателей. Ребенок до школы остается в сказочном мире: там участвуют в различных театрализованных праздниках, драматических и кукольных спектаклях. Также обучаются лепке, обработке камня, резьбе по дереву, вышиванию и, причем, имеют дело именно с природными материалами (шерстью, деревом, глиной).

В школе главная задача – это максимально развить способности ребенка, учитывая особенности каждого. То есть воспитать свободную личность, которая имела бы прочные знания и была социально адаптирована. В вальдорфской школе своя система преподавания иностранных языков и большое количество различных видов искусств – это и пение, и живопись, и музыка, лепка с рукоделием и многое другое.

В странах Европы такие школы и садики успешно работают почти сто лет. Основной акцент в таких школах делают на творческом, духовном и физическом развитии ребенка.

Конечно, методика преподавания и учебная программа в таких школах сильно отличается от традиционного обучения. Например, учебников у учеников нет, а тетради имеют большой формат и нелинованные. Урок в вальдорфской школе длится 1,5 - 2 часа, а отметок детям не ставят. В школе же все предметы подаются поэтично и художественно, что бывает далеко от научности предмета. Все предметы с 1 по 8 класс ведет один учитель, и многое зависит от его личностных качеств и педагогического таланта.

Принципы методики:

- близость к природе максимальная (огород, ферма) и удаление от плодов цивилизации (запрет ТВ, компьютера);
- комплексный, широкий подход к изучению окружающей среды;
- большое внимание оказывается к трудовым и эстетическим дисциплинам (лепка, музыка, ткачество, рисование, вязание) и меньшее внимание традиционных предметов (математика, чтение со второго класса);
- отсутствие оценок, принуждения, эталонов правильности;
- уважение индивидуальности ребенка и его к личности;
- принцип обучения - это подражание. Мама занимается своими домашними делами или творчеством и показывает пример своими действиями, а дети повторять за ней ее действия;
- интерьер только природный. Не признаются никакие искусственные материалы. Игрушки и мебель только натуральные. Например, игрушки из пластмассы - отнимают у ребенка жизненные силы, а не заряжают.

Сама методика:

В течение дня детям дают три вида информации:
1. творческая и трудовая, (шитье, вязание, лепка, вырезание из дерева и т.д.);
2. душевная (музыка, ритмика);
3. духовная, развивающая мышление.

Причем группы в садиках разновозрастные, но маленькие дети учатся бытовым навыкам у старших деток, а старшие при этом развивают ответственность, когда присматривают за младшими.

Роль у педагога вовсе не руководящая, а координирующая. Дети сами организовывают досуг, а взрослые только показывают в каком направлении двигаться. Игрушки самодельные, так как их цель – это развивать фантазию ребенка.

В группах садика много поют, рассказывают сказки, учат стихи наизусть, а также показывают кукольные представления, причем самые разнообразные праздники - это обязательная часть обучения. Очень красиво и пышно празднуют дни рождения детей, много праздников, которые связаны с природой (например, праздник урожая) или мистические (например, праздник фонариков). Обязательный концерт по окончанию года или учебного периода.

Недостатки системы

1. Основа педагогики — это антропософия. Определенное влияние на ребенка будут оказывать ее мистические постулаты. Родителям сначала надо ознакомиться с ее основными тезисами учения.
2. В детском саду нет занятий по математике и чтению, это надо учесть, если ребенок после такого садика пойдет в обычную школу.
3. Не очень приветствуются занятия в других секциях и кружках.
4. Успех обучения сильно зависит от качеств воспитателя, а также его педагогического таланта.
5. Родителям надо много уметь, если ребенок ходит в такой садик или школу. Необходимы костюмы для представлений и спектаклей, надо на своем примере показывать детям, как делать свечи, шить кукол и многое другое.

Но если вам нравиться основные тезисы антропософии, и вы любите что-то делать своими руками или петь, то вальдорфская педагогика для вас. Результат вальдорфского обучения - личность ребенка развивается с хорошо воображением и широким взглядом на жизненные явления и понятия. Ребенок, любящий окружающую природу, свободный в своем творчестве, умелый, дисциплинированный и ответственный.
 

Дата публикации: 16.07.2011 00:28

Просмотров: 3362

Проголосуйте за статью
Рейтинг: 0, Голосов: 0
загрузка...

Добавить комментарий
Имя:
Email:
Комментарии
+
Задать вопрос
11
Врачей онлайн