Зависимость подростка от смартфона и интернета
Мальчик 12 лет, сильная зависимость от смартфона и интернета(просмотр видеороликов). В школу ходит, но там на уроках ничего не пишет, а "сидит в телефоне", домашние задания не выполняет, плохие отметки и перспектива остаться на 2й год не пугают. Целый день (если это выходной) может лежать со смартфоном, забывает даже поесть, чтобы не отвлекали ставит запрет на вызовы (т. е. когда я на работе, до него не дозвониться), в интернет выходит через доступный вай- фай, который взламывает (т. е. отсутствие денег на телефоне и отключённый интернет дома не спасают ситуацию). Отбор смартфона вызывает патологическую агрессию: попытки уйти из дома, многочасовые истерики, угрозы расправы, порчу вещей и предметов мебели.
К смартфону с детства не приучен (получил только в 4 классе), раньше читал много книг, образ жизни семьи активный (поездки, экскурсии, участие в мероприятиях и соревнованиях), дополнительные занятия присутствуют (как интеллектуальные, так и спортивные, в т. ч. которые он сам себе выбрал), но в данный момент посещение их проблематично по причине указанной зависимости.
Полгода посещали разных психологов, в т. ч. высокого уровня (Международный институт в СПб), заметных результатов нет. Невролог отклонений в развитии не отмечает. К психиатру сын идти отказывается.
Что бы Вы посоветовали предпринять?
Ответы врачей
Нам важно знать ваше мнение. Оставьте отзыв о нашем сервисе
Здравствуйте, Татьяна
Я советую вам для начала получше узнать своего ребенка. Поинтересуйтесь, в какие именно игры он играет - это могут быть умные квесты, стрелялки или создание какого- то виртуального мира. С этой целью вы даже можете предложить ему какое- то время поиграть вместе с ним, посмотреть на его эмоции во время игры (агрессия, расслабление, абстрагирование от внешнего мира, захочет ли он вообще с вами взаимодействовать во время игры или хочет играть именно один). Информация о том, в какие игры он играет, кстати будет полезна и психологам, т. к. можно будет предполагать, почему его это так затягивать и на что это можно заменить с меньшими потерями. Вам может казаться, что то, что происходит в его жизни - ему интересно, но в душе он чувствует совсем другое. Часто дети вырастают и говорят, что всю жизнь занятия музыкой были ненавистными, а из университета вообще хотелось сбежать. Поговорите с ним и узнайте, может, лучше отказаться от каких- то кружков, но предоставить ребенку то, чего он хочет (по возможности). Да, это потребует от вас траты вашего личного времени и терпения, но это позволит вам хоть как- то сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Конечно, эффективна очная работа со специалистами - желательна консультация не только психолога, но и психотерапевта.
Часто дети через игру проигрывают ситуацию в семье, поэтому обратить внимание на то, во что именно он играет крайне важно - возможно, это позволит вам самим заметить то, чего вы раньше не видели или вы думали, что ребенок этого не замечает (например, уход в нереальный мир из- за ссор и брани родителей или из- за того, что в школе над ним издеваются, а в игре он это отыгрывает и дает отпор ненавистникам).
Однозначно не стоит просто забирать у ребенка гаджет, резко и настойчиво - так вы разрушите с ним контакт и сделаете еще хуже.
Анна, Большое спасибо за ответ. Играет он немного (и однозначно не в агрессивные игры), подавляющее большинство времени просто смотрит видеоролики в Ютубе (в том числе, как играть, но не только). Я, в принципе, ничего против не имею, когда это делается в свободное время, сама иногда присоединяюсь к нему за компьютером (он всегда только рад). Кружки и секции я всегда предлагаю ему выбирать, но он говорит, что нравятся те, что есть (половину из них он вообще сам выбрал), и у него в них успехи. Меня пугает, что он почти всегда предпочитает смартфон реальным занятиям, не только обязательным (школа, домашние задания, еда, ночной сон), но и тем, которые нравятся ему (прогулки, поход в кино, посещение любимого кружка). Например, предпочёл "сидеть" дома в интернете поездке с папой на пикник с пейнтболом (папа с нами не живёт, сын общается с ним редко, но с удовольствием, а в пейнтбол уже 2 года уговаривал меня поиграть). Или когда занял 1 место в чемпионате города впервые в жизни, установил собственный рекорд, в одиночку вытащил команду с более старшими ребятами на 2 место, получил признание и похвалу от тренеров и всех ребят, и от меня, разумеется (я не присутствовала, он позвонил восторженный), я предложила ему отметить это событие в кафе вечером, а он предпочёл смартфон на кровати( Описала подробно эти ситуации, потому что они показательны, и заводят меня в тупик...
Когда ходили к разным психологам (не один раз, курсами), много разговаривали, но дальше дело не заходило. О чём договаривались сразу же "забывал" после закрытия двери кабинета психолога. Дома отказывается от задушевных долгих бесед, объяснить свои действия не может, думает только о том, чтобы побыстрее закончить разговор и взяться за смартфон...
Татьяна, Скорее всего, проблема зарыта где- то глубоко и так легко ее не понять, особенно, пока ребенок сам не идет на контакт. Возможно, из- за того, что он общается отцом редко, он держит на него какую- то обиду и то, что вы видите отказ от пейнтбола может быть отказом вообще от времяпровождения с отцом, которую от может воспринимать как подачку (особенно, если он мог услышать, что просите отца встретиться с сыном). С ребенком нужно работать, вы сами с этим все же вряд ли справитесь. Если есть возможность, очень важно мужское воспитание (часто мужчина просто сам по себе воспринимается авторитетом) - это может быть его дядя, например, если таковой имеется или его тренер на каких курсах.
У вашего сына имеется зависимость от гаджета и интернета, что требует обязательного лечения и внимания.
Возможно, что причиной этому способствовало малое уделения внимания еще в раннем возрасте до появления гаджета, т. е нужно работать не только с мальчиком, а и с родителями и выяснить причины почему ребенок так себя ведет (причинами могут быть постоянные ссоры в семье, излишний контроль от родителей в том числе мамы, родители мало уделяют времени ребенку и отправляют его на разнообразные секции вместо того, чтобы уделить свое время мальчику и т. д).
Поэтому в данном случае показана консультация не только психолога, а и психотерапевта. Далее будет длительная очная работа как с родителями так и с ребенком. Также вам надо найти "своего" психотерапевта, так как не все врачи могут найти подход к ребенку.
Я понимаю, что ваш ребенок не хочет идти к врачу, так как данная ситуация ему удобна, но вы должны сами найти "рычаги" воздействия на ребенка пока еще не поздно его возвратить к нормальной жизни и откорректировать его образ жизни и мышления.
Катерина, Спасибо за ответ. Я ращу сына одна и он - единственный ребёнок, поэтому время ему уделялось и уделяется достаточно много. Всегда старалась не указывать, а показывать пример, поэтому мы всегда вместе активно проводили время. Кружки и секции отвечают его интересам (в половину он сам попросился), я всегда была в курсе его успехов или трудностей там, помогала, если требовалось, но и я не препятствовала, чтобы их поменять, если изменились интересы. Контроль да, всегда был достаточно плотный, но только по объективным причинам (мальчик с ленцой и достаточно хитрый), особенно после отлынивания от занятий и обмана. Ссоры исключительно по причине ничегонеделания кроме сидения в смартфоне, и то после нескольких попыток решить всё цивилизованно. "Рычагов" уже просто не осталось(((
Татьяна, Согласна с Анной Александровной, что ваша проблема зарыта очень глубоко и скорее всего, ребенок по попросту уходит от реальной жизни играя в смартфоне, ребенок закрылся в себе, возможно что у него имеется скрытая депрессия. То, что ребенок редко идет на контакт, тоже говорит в пользу этого. Поэтому вам без психотерапевта сложно будет разобраться в причинах данного поведения мальчика. Вы можете найти специалиста высшей категории на кафедре психиатрии медуниверситета (кафедры при крупных областных психдиспансеров) и получить консультацию врача- психотерапевта.