Аутизм у детей. Развитие ребенка с аутизмом

Аутизм у детей. Развитие ребенка с аутизмом
Аутизм - это самое таинственное заболевание, касающееся психического развития. Очень часто дети-аутисты обладают какими-то талантами и незаурядными способностями, но наравне с этим у них может наблюдаться полное отсутствие к самообслуживанию (например, ребенок в уме выполняет сложнейшие математические расчеты, но при этом не может завязать себе шнурки или застегнуть куртку).
Если Вы не нашли ответ или Вам может быть полезна помощь врача - Вы можете обратиться к нашим специалистам и получить ответ в течение часа.
Задать вопрос врачу

Детский аутизм абсолютно у всех детей, независимо от формы заболевания, характеризуется значительными трудностями во взаимодействии с окружающими, специфическими расстройствами речи и двигательной сферы, стереотипностью деятельности и поведения (деятельность и поступки детей-аутистов настолько стереотипны, что вещь, положенная кем-то на непривычное место, у таких детей вызывает панику и дезорганизацию. А что уж говорить о перестановке в комнате или переезде? Это для аутистов огромный стресс).

Пожалуй, это Вы узнаете про детский аутизм в данном материале
  • 1
    Признаки и симптомы детского аутизма
  • 2
    Как часто встречается заболевание аутизм у детей
  • 3
    Классификация аутизма
  • 4
    Причины развития аутизма у детей
  • 5
    Как лечить и как заниматься с ребенком
  • 6
    Советы и рекомендации мам, столкнувшиеся с такой ситуацией
При некоторых расстройствах аутистичекого спектра в поведении детей присутствуют ритуалы (например, девочка-аутист перед обедом всегда обходила вокруг стола, затем задирала юбку и садилась на стул. Только после проведения данного ритуала девочка приступала к приему пищи. Если по каким-то причинам ритуал провести было нельзя, то ребенок выходил из себя, скандалил, отказывался от еды).

В последнее время проблема аутистических расстройств среди общих нарушений психического развития заняла свое особое место.

Аутистические расстройства, которые могут быть представлены детским аутизмом, детским процессуальным аутизмом, синдромом Аспергера, атипичным аутизмом в форме атипичных психозов и умеренной умственной отсталости с аутистическими чертами, т.е. психозами, личностными расстройствами, диатезами, оказались связаны не только с эндогенной (внутренней), но и с широким спектром иных (хромосомным, органичесим, средовым) нарушений.

Вопрос о происхождении и причинах возникновения аутистических расстройств - труднейший и до настоящего времени нерешённый.
 
Какова частота встречаемости заболевания аутизмом?
 
Распространённость детского аутизма, по данным большинства исследователей, составляет 4-5 на 10 000 детей. Эти показатели остаются достаточно стабильными на протяжении последних десятилетий. Тем Несмотря на это, появились отклонения от этих показателей (по данным канадских и японских специалистов, аналогичный показатель составляет 10 и 13,9 на 10 000 детей соответственно). Последние показатели распространённости заболевания (54 и выше на 10 000 детского населения) отличаются от них, по-видимому, в связи с тем, что аутистические расстройства на данный момент рассматриваются с включением атипичных форм аутизма.

Детский аутизм чаще выявляют у мальчиков. По обобщенным данным разных авторов, соотношение частоты встречаемости аутистических расстройств у мальчиков и девочек 3:1.
 
Классификация аутизма

Построение современных классификаций детского аутизма основано на исторической преемственности представлений об этих расстройствах, их клинических проявлениях; в них отражены разные взгляды на причины возникновения и течение заболевания, поэтому классификации отдельных стран заметно отличаются друг от друга.

Разные подходы к проблеме психопатологической сущности и происхождения аутизма нашли отражение в классификациях аутистических расстройств ВОЗ и НЦПЗ РАМН.

На данный момент общепринятой считается Международная  классификация   болезней 10-го  пересмотра ВОЗ (иными словами, МКБ-10).

В этой классификации выделены следующие аутистические расстройства:
  1. Общие расстройства психологического развития.
  2. Детский аутизм (начало от 0 до 3 лет).
  3. Аутизм процессуальный (начало до 3 лет)
  4. Атипичный аутизм:
    - атипичный детский психоз (начало в 3-5 лет);
    - умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами.
  5. Синдром Ретта.
  6. Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (дезинтегративный психоз, синдром Геллера, детская деменция, симбиотический психоз).
  7. Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями.
  8. Синдром Аспергера.
В МКБ-10 в целях подразделения аутистических расстройств использовался возрастной и синдромальный подход.

Причины возникновения аутизма

Как уже говорилось выше, аутизм на данный момент является недостаточно изученным заболеванием. Специалисты, изучающие эту категорию детей, выдвигают несколько теорий возникновения заболеваний аутистического спектра. Наиболее распространенными являются теории психогенеза и биологические теории.

Теории психогенеза 

Концепцию психогенной причины детского аутизма предложил почти одновременно с первыми его описаниями Каннер, который полагал, что аутизм возникает в результате неспособности детей к эмоциональному взаимодействию с окружающими (дефект аффективного контакта) или обусловлен отсутствием в раннем детстве (со времени рождения) материнского тепла и внимания, аффективной положительной атмосферы. Особое значение придают взаимодействию матери и ребенка, которое неразрывно связано с постоянным влиянием самых разнообразных раздражителей (стимулов), столь необходимых для созревания функций центральной нервной системы. Тщательное динамическое изучение детей, страдавших аутизмом, позволило установить, что только патологией психосоциального взаимодействия объяснить развитие заболевания не удается. Однако нельзя не признать, что эти факторы, несомненно, играют определённую роль в патогенезе заболевания. Об этом, в частности, говорит и наличие чисто психогенного (депривационного) аутизма, который развивается у детей-сирот.
 
Биологические теории 

В группу этих теорий входят генетические концепции, теории нарушения развития головного мозга, связанные с действием перинатальных, а также нейрохимических и иммунологических факторов.
 
Генетическая теория
 
Это теория получила наибольшее распространение. В пользу особой роли генетических факторов при детском аутизме говорят многочисленные факты. Около 2-3% сибсов (родных братьев и сестер) детей-аутистов страдают тем же заболеванием, что в 50 раз превышает популяционную частоту раннего детского аутизма; наличие детского аутизма в парах монозиготных близнецов (те, которые развиваются из одной яйцеклетки), по данным разных авторов, находится в пределах 36-89%. В парах дизиготных близнецов (от разных яйцеклеток) она близка к 0; риск развития детского аутизма у второго ребёнка после рождения первого с аутизмом достигает 8,7%; у родителей детей-аутистов распространённость аутистических симптомов достигает 25% и более. Несмотря на наличие столь убедительных данных о существенной роли наследственных факторов в развитии раннего детского аутизма, способ наследования остается неизвестным. Ученые допускают возможность наследования не самого заболевания, а предрасположенности к нему.

В рамках генетической теории рассматривают и роль ломкой Х-хромосомы, поскольку детский аутизм сочетается с синдромом ломкой Х-хромосомы в 8% случаев (от 0 до 20%). Тем не менее, значение этой связи тоже не выяснено.
 
Теория нарушения развития головного мозга
 
Теории, в которых наибольшее значение придают отклонениям в развитии структур головного мозга, основаны преимущественно на теоретических представлениях о его незрелости и на клинических фактах. Компьютерно-томографическими наблюдениями последних лет у детей с аутизмом установлены морфологические изменения мозжечка, гипоталамуса, червя мозжечка, а также нарушения созревания нейронов во фронтальной коре, увеличение боковых желудочков мозга. Неоднозначная структура нарушенного развития при разных формах аутизма подтверждается клиническими, нейрофизиологическими и морфологическими исследованиями мозга.

Последние дают возможность предположить, что синаптические расстройства между корковыми нейронами при эндогенном (внутреннем) аутизме, возможно, и при синдроме Ретта способствуют блокаде информации. При органическом аутизме поражение охватывает перивентрикулярные проводящие пути в ЦНС, что также ведет к блокаде притока внешней информации. При аутизме экзогенного (психогенного) происхождения наблюдают не блокаду, а недостаточность информации в связи с обеднением социальной среды. С помощью ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография) обнаружено снижение уровня метаболизма глюкозы в области передней и задней поясных извилин, относящихся к лимбической системе. Повреждениями лимбической системы объясняют некоторые нарушения запоминания и функционирования эмоциональной сферы. Предполагают, что во внутриутробном периоде возможны нарушения созревания нейронов, их преждевременная и повышенная гибель, а также нарушения миграции под влиянием генетических или экзогенных факторов.

На ЭЭГ картине обнаруживают отклонения в частотных характеристиках электрической волновой активности головного мозга, что обнаруживается в виде преобладания десинхронизированного, фрагментарного α-ритма, некоторого усиления β-активности. С возрастом в тяжёлых случаях аутизма α-активность не восстанавливается.
 
Теории, связанные с действием перинатальных факторов
 
К значимым перинатальным факторам относят различные негативные воздействия в неонатальном периоде, а также во время родов, раннем постнатальном периоде, и действия других токсических и инфекционных факторов на плод.
 
Иммунологические теории
 
К иммунологическим теориям относят, в частности, предположения о возможном наличии в крови у матерей аутоантител (например, к некоторым 5-НТ-рецепторам, белкам нейрофиламента и др.), нарушающих развитие соответствующих элементов нервной ткани. Из возбудителей вирусных инфекций наибольшее значение придают вирусам краснухи, простого герпеса, гриппа и цитомегаловирусу, которые особенно опасны на ранних стадиях развития плода.
 
Нейрохимические теории
 
Нейрохимические теории базируются на предположении возникновения изменений в дофаминергической, серотонинергической и опиатной системах головного мозга. Результаты целого ряда биологических исследований дали основание предполагать, что функция этих систем при детском аутизме повышена. Считают, что с их гиперфункцией может быть связан ряд клинических проявлений аутизма, собственно сами аутистические симптомы, стереотипии и др. О правомерности таких предположений свидетельствует успешное во многих случаях применение в терапии аутизма галоперидола, антидепрессантов.

Все перечисленные теории полностью можно соотнести с теориями при шизофрении. По этой причине имеет место предположение о том, что детский аутизм входит в круг эндогенных психических расстройств шизофренического спектра.

Аутизм – это заболевание психического развития, которое покрыто тайнами, мифами и стереотипами, но разнообразие проявлений заболеваний аутистического спектра не позволяет нам однозначно судить о нем.

Об особенностях психического и социального развития детей-аутистов, а также о методах и методиках психолого-педагогической работы с детьми данной категории вы узнаете в следующих статьях этого раздела.

Теперь поговорим о том, как заподозрить, относится ли Ваш ребенок к аутистам. Начнем с того, что истинный аутизм проявляется у детей к 2 — 2.5 годам и никогда не начинается после 5 лет. Если проблемы у малыша впервые возникли после 5-ти лет, то, в первую очередь,  необходимо думать о шизофрении. Если странности в поведении появились до года, то необходимо обследовать ребенка на врожденную глухоту. Если после года, то нужно исключить задержку речевого развития, умственную отсталость, неврозы, эпилепсию и прочие заболевания. Поэтому, поставить правильный диагноз может только квалифицированный специалист.
 
Но первыми обратить внимание на некоторую неадекватность в поведении должны как раз родители, а не врачи. Ведь доктор видит малыша в лучшем случае один раз в месяц, а то и реже, и часто это происходит в непривычной для ребенка атмосфере, поэтому некоторые странности у ребенка врачу заметить намного сложнее, чем родителям. Итак, на что стоит обратить внимание:
  1. малыш с рождения не реагирует на звуки;
  2. ребенок не способен общаться жестами: он не использует указательный жест, не машет «пока-пока» и так далее;
  3. ребенок причиняет себе вред, так называемая самоагрессия: бьется обо что-то головой, кусает себя, царапает, оставляет следы расчесов и прочее;
  4. подолгу делает однотипные движения;
  5. подолгу сидит, уставившись в одну точку;
  6. не реагирует на других детей и взрослых;
  7. не проявляет должных эмоций, например, абсолютное безразличие к родителям, гостям, сверстникам или к новым игрушками, мультфильмам и т.д.;
  8. не отзывается на свое имя;
  9. подолгу играет в игры, не свойственные возрасту, например, дети старше года играют в «ку-ку» или «куй-куй ножку»;
  10. предпочитает одиночество;
  11. пугается всего нового и необычного;
  12. у ребенка есть задержка речевого развития;
  13. не понимает, как играть с той или иной игрушкой, предназначенной для игр детям его возраста;
  14. малыш практически никому не смотрит в глаза;
  15. ребенок регрессирует в развитии.
И это далеко не полный список возможных странностей в поведении малыша. Каждый случай аутизма уникален и непохож на остальные.  Но, все эти симптомы, в той или иной мере, могут присутствовать и у абсолютно здоровых детей, поэтому, повторюсь, диагноз может поставить только профильный специалист.
 
В настоящее время, существует масса методик определения аутизма у детей. Самой простой и доступной является тестирование. Вот, пример анкеты, которая используется для предварительной диагностики аутизма врачами-педиатрами. Но этот тест можно легко пройти и самим в домашних условиях.
 
CHAT – тест на аутизм у маленьких детей (проводится с детьми от 16 до 48 месяцев).

Часть А.

Спросите у родителей:

  1. Любит ли ваш ребенок, когда вы катаете его на колене, держите в руках и раскачиваете, и др.? Да   Нет
  2. Интересуется ли ваш ребенок другими детьми? Да  Нет
  3. Любит ли ваш ребенок залезать вверх, подниматься по лестнице? Да   Нет
  4. Любит ли ваш ребенок играть в прятки или в “ку-ку”? Да   Нет
  5. Может ли ваш ребенок играть “понарошку”, то есть изображает ли, например, что наливает чай из игрушечного чайника, или что-нибудь подобное? Да   Нет
  6. Может ли ваш ребенок показывать пальцем, когда просит что-нибудь? Да   Нет
  7. Может ли ваш ребенок показывать пальцем, когда видит что-то интересное? Да   Нет
  8. Может ли ваш ребенок играть с небольшими игрушками (машинками, кубиками), используя их по назначению, а не только крутя их в руках, бросая или суя в рот? Да   Нет
  9. Может ли ваш ребенок приносить вам (родителю) предметы, чтобы показать что-то? Да   Нет
Часть В.

Наблюдения врача:

  1. Во время вашего визита смотрел ли ребенок вам в глаза? Да   Нет
  2. Обратите на себя внимание ребенка, потом покажите пальцем на интересный предмет в другом конце комнаты и скажите: “Посмотри, там (название игрушки)”. Смотрите ребенку в лицо. Посмотрел ли ребенок на тот предмет, на который вы показали?[1] Да   Нет
  3. Обратите на себя внимание ребенка, потом дайте ребенку игрушечный чайник и чашечку и попросите: “Налей мне чашку чаю”. Будет ли ребенок “понарошку” наливать вам чай?[2] Да   Нет
  4. Спросите ребенка: “Где лампа?” (“Покажи мне лампу”). Будет ли ребенок показывать пальцем на лампу?[3] Да   Нет
  5. Может ли ребенок построить башню из кубиков? Да (из скольких кубиков?)  Нет
[1] Чтобы ответить “да” на этот вопрос, убедитесь, что ребенок не просто посмотрел на вашу руку, но на тот предмет, на который вы показываете.

[2] Если вы сможете увидеть любую другую игру с использованием элементов “понарошку”, отвечайте “да” на этот вопрос.

[3] Если ребенок не знает слова “лампа”, задайте этот вопрос про любой другой предмет, находящийся вне непосредственной досягаемости (например, “где мишка?” и т.д.). Ребенок должен посмотреть вам в лицо в тот момент, когда он показывает на предмет – только тогда на этот вопрос можно отвечать “да”.
 
Как подсчитывать результаты:

В тесте пять основных пунктов:

  1. А-5 (спонтанные ролевые игры),
  2. А-7 (показывание пальцем),
  3. В-2 (следование взглядом к тому предмету, на который показывают),
  4. В-3 (ролевые игры),
  5. В-4 (показывание пальцем).
Если ребенок не может пройти тест (то есть тест дает ответы “нет”) во всех этих пяти пунктах, для него существует большой риск оказаться аутистом. Для ребенка, который не может пройти тест в пунктах А-7 и В-4, существует умеренный риск оказаться аутистом.
 
Что делать, если ребенок не прошел тест:

В таком случае тест повторяют через месяц. Если ребенок не проходит тест во второй раз, необходима консультация врача.
 
К какому же специалисту необходимо обратиться при обнаружении у малыша тревожных симптомов? Сначала к вашему педиатру, к доктору, который уже не раз осматривал ребенка и может оценить степень регрессии в нервно-психическом развитии. Затем, необходима консультация невропатолога для исключения органических поражений головного мозга, например последствия черепно-мозговой травмы, менингита, разнообразных осложнений вирусных инфекций, эпилепсии и новообразований в головном мозге. И только после этого показана консультация психиатра для постановки диагноза «Аутизм».
 
Лечение аутизма у ребенка
 
К сожалению, на настоящее время аутизм не излечим, но чем раньше начнется медикаментозная и немедикаментозная коррекция поведенческих расстройств — тем больше вероятность того, что ребенок сможет адекватно приспособится к жизни в социуме. Но, родители должны быть готовы к тому, что предстоит долгая и тяжелая работа по социализации детей-аутистов. В нашей стране крайне мало специализированных медицинских учреждений, занимающихся лечением, коррекцией поведения и социализацией таких деток. Поэтому, почти все ложится на плечи родителей.
 
Как уже было указано выше, лечение детей, страдающих аутизмом, проводится с помощью медикаментозного и немедикаментозного воздействия.
 
Медикаментозное лечение начинается после полного и тщательного обследования ребенка. Очень часто симптомы аутизма появляются при хронических отравления ртутью, грибковом поражении детского организма, недостатке витамина В6, магния, непереносимости глютена и казеина, эпилепсии и т.д.
 
Исходя из результатов обследования назначается лечение. При судорожном синдроме — противосудорожные препараты, при грибковом поражении — антимикотическое лечение и т. д.
 
Витамины группы В и препараты магния назначаются всем аутистам, так как у большинства детей в крови был выявлен недостаток этих элементов и, при введении их в терапевтических дозах, состояние пациентов значительно улучшалось.
 
Также показана диета с исключением глютена и казеина.  Дело в том, что у здорового человека эти белки расщепляются до аминокислот и нормально усваиваются, а у аутистов глютен с казеином перевариваются не до конца и попадают в кровь в качестве эндорфинов. Эндорфины похожи по своему воздействию на наркотические вещества и поэтому, дети, страдающие не усваиванием глютена и казеина, постоянно находятся под воздействием эндогенного наркотического вещества.  Исходя из вышеизложенного, становится понятным странное поведение детей-аутистов и их патологическая любовь к мучным и молочным продуктам, которая на деле оказывается банальной наркотической зависимостью. Таким малышам запрещается употребление в пищу молочных продуктов и продуктов из пшеницы, ячменя и ржи. Необходимо очень внимательно смотреть, помогла ли диета ребенку.

Если очевидных улучшений нет, то постепенно диету можно расширить. Если же явно видно улучшение, то диету придется соблюдать всю жизнь. За маленькими детьми нужен очень тщательный контроль, не держите в доме запрещенные продукты и тщательно изучайте состав покупаемой пищи, так как иногда даже одно маленькое печенье или молочная конфета способны перечеркнуть уже достигнутый результат. Известны случаи, когда простое, но абсолютное исключение из рациона продуктов, содержащих глютен и казеин приводили к полному излечению ребенка.
 
У многих аутистов есть проблемы с пищеварительным трактом. Поэтому, необходимо тщательно обследовать ЖКТ у этих детей и адекватно провести лечение. Очень часто заболевания кишечника связаны с грибами рода кандида, поэтому, исследование кала на мицелий и споры грибов является очень важным диагностическим методом.
 
Также существует мнение, что поражение кишечника вызывается вирусами краснухи, кори, вирусом герпеса и цитомегаловирусом. Исходя из этого, необходимо обследовать ребенка на эти инфекции и, при обнаружении активного или хронического процесса, провести соответствующую терапию.
 
Многие дети с аутизмом страдают различными аллергическим заболеваниями и это зачастую  утяжеляет течение аутизма. Поэтому, если у ребенка есть признаки аллергии — необходимо с помощью тщательного наблюдения и аллерго-панелей выявить, что является пусковым механизмом аллергической реакции и сделать все возможное для устранения этого фактора. Например, при аллергии на домашнюю пыль, убрать из дома все ковры, книги поставить на застекленные полки, поменять все перьевые и ватные одеяла, подушки, матрасы на постельные принадлежности из гипоаллергенных материалов и т.д..
 
Отдельно следует поговорить об отравлении ртутью. Практически у всех детей, страдающих аутизмом, при обследовании обнаруживается повышенный уровень ртути в эритроцитах и волосах, что дает основание говорить о ртутном отравлении. Это связано с особенностями обмена детей-аутистов: если у большинства детей незначительные дозы ртути самостоятельно выводятся из организма, то в организме аутистов ртуть накапливается и приводит к отравлению.
 
Откуда же может взяться ртуть в организме ребенка? Считается, что чаще всего ртуть попадает в детский организм во время беременности, когда женщина ставит ртутьсодержащие (амальгамные или «серебрянные») пломбы, а также, если подобные пломбы были установлены непосредственно малышу. Одно время были гипотезы, связывающие аутизм с введением профилактических прививок, в которых в качестве консерванта используется ртуть, но тщательное исследование опровергло эту теорию.
 
Постановка диагноза довольно сложна, так как ртуть можно найти в волосах и эритроцитах только в первые несколько недель после отравления. Но, по смещению концентрации в сыворотке крови некоторых металлов, можно заподозрить хроническое отравление ртутью.
 
Активное лечение отравления ртутью называется хелатирование.  Но, к сожалению, в нашей стране оно не проводится. Все, что можно сделать, учитывая наши реалии, это обеспечить ребенка только натуральными продуктами питания, чистой водой, применять ЭКО-косметику и ЭКО-средства по уходу за домом. Если малыш живет в промышленном или просто большом городе и у семьи есть возможность сменить жилье, то необходимо это сделать, так как в крупных мегаполисах содержание ртути в окружающей среде в разы превышает допустимую норму.
 
Из доступных препаратов, ускоряющих выведение ртути, можно применять витамины групп А, B, C, E; микроэлементы магний и цинк, а также чаи из расторопши пятнистой — довольно сильного гепатопротектора.

Но, если у малыша не удалить амальгамные пломбы или продолжать жить в экологически неблагоприятном районе, то эффекта от лечения не будет.
 
Кроме медикаментозной терапии с ребенком необходимо работать психиатру или психологу. На сегодняшний день есть масса методик для социализации детей-аутистов и, в большинстве случаев, для каждого ребенка, подбирается индивидуальная программа.
 
Родители аутиста должны помнить, что только ежедневные и систематизированные занятия могут привести к желаемому результату. Очень мало кто из родителей выдерживает ежедневный восьмичасовый курс реабилитации, поэтому привлечение к обучению специалистов обязательно.
 
Комплексная терапия, включающая в себя диету, медикаментозное лечение и работу с психологами  и социальными педагогами почти всегда приносит ощутимые результаты, и большинство детей-аутистов со временем могут нормально жить в современном обществе.

Дата публикации: 12.05.2014 18:09

Просмотров: 19934

Проголосуйте за статью
Рейтинг: 4.43, Голосов: 7
загрузка...

Расскажите, если ваш ребенок вынужден жить аутизмом, это поможет другим

RE: Аутизм у детей. Развитие ребенка с аутизмом
Любовь 0

Я всё понимаю, новые технологии и т. д., но все это и раньше было, но так не делились, мы же этим загоняем детей и их родителей в угол. Прекращайте!

 22 сентября 10:50 Ответить

Добавить комментарий
Имя:
Email:
Комментарии
+
Задать вопрос
11
Врачей онлайн