Обучение ребенка с расстройствами аутистического спектра

ДискуссияПсихология воспитания и обучения

Здравствуйте! Сыну почти 7 лет, расстройства аутического спектра, интеллект сохранен, речь есть. Сын идёт в обычную школу в сентябре. И в связи с этим проблема - он боится идти на линейку 1 сентября (в целом боится новшеств, мероприятий). Там будут все его страхи вместе: чужие люди, толпы детей, шум, необходимость стоять на одном месте, необходимость зайти в класс без мамы и т. д. Очень не хотелось бы, чтобы его первый опыт школы ассоциировался со страхом и дискомфортом. Ну и пугает, что он может посреди линейки начать вести себя неадекватно, никуда не пойти или закатить истерику (это всё уже наблюдалось на утренниках в саду). Меня терзают сомнения: может не идти на линейку вообще, просто прогулять её, избавив ребёнка от лишнего стресса или, всё-таки, идти, готовить его морально, и решать проблемы уже по факту?

Задать вопрос врачу
Более 500.000 консультаций
проведено с 2011 года работы нашего сайта.
Онлайн чат с врачом
Екатерина Сергеевна
Дежурный врач
Здравствуйте. Я могу помочь вам с вашей ситуацией. Напишите ваш вопрос.Только что
- опишите вашу ситуацию;

Ответы врачей

врач n-belichenko
Врач
i
Консультирую онлайн в чате, по телефону, в мессенджерах. Расшифровка анализов и снимков.

Здравствуйте, Марьяна

Ребёнка следует подготовить к переменам. Заранее проговорить с директором школы и классным руководителем об особенностях ребёнка. Чтобы они были готовы к работе и заранее подготовили активных детей класса к возможным особенностям ребёнка. Мы рассказываем о его особенностях и спрашиваем: «Кто готов помочь Имя ребёнка, потому что ему сложнее, когда громко или когда шумно? ».
Либо, по законодательству, если ребёнок сам не может находиться в школе, ему через процедуру ПМПК в заключении дают рекомендации по прикреплению тьютора.  Тьютор считается специальной образовательной услугой, которую прописывает психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК). Обычно это происходит не в сентябре, а весной, когда идёт комплектование классов и бюджетов на следующий учебный год. Предположим, сейчас мы решаем, как много педагогической поддержки нам понадобится с новыми детьми с сентября. И ребёнок приходит с заключением ПМПК, которая прописывает тьютора. Руководство школы заранее знает, что им надо что-то сделать. Если семья придёт и попросит тьютора в сентябре, и он там правда необходим, то школе будет гораздо сложнее. Приходится искать тьютора уже во время учебного года, но всё равно это должно быть через какое-то официальное заключение.
В 1 классе важен процесс адаптации, принятие всех школьных правил: когда встают, когда молчат, когда говорят, когда руку поднимают. Получается, в младших классах дети учатся очень большому количеству предакадемических вещей. В средней школе важно уметь поддерживать отношения со сверстниками. Надо научиться общаться с ними, поддерживать диалог, обязательно предотвращать возможные издевательства со стороны одноклассников. Надо на это смотреть достаточно серьёзно, потому что ребёнок может не пожаловаться, если его начнут травить. Если детям с аутизмом в 1 классе нужно усвоить правила внутришкольного распорядка, то в средней школе могут понадобиться дополнительные занятия по развитию социальных навыков: как знакомиться, за какие места людей можно трогать, за какие — нельзя, на какие темы можно говорить, на какие — нельзя. Обычные люди понимают, что принято говорить, а что не принято. Но ребёнок с аутизмом с вполне сохранным интеллектом может не понимать, что есть вещи, которые можно думать, но при это совершенно нельзя произносить вслух. Например, если учительница носит большой размер одежды, то можно подумать, что у человека есть лишний вес, но вслух об этом лучше не говорить. Или на какую тему можно говорить с девочками или с мальчиками, или со взрослыми, а на какую тему лучше не говорить.
Учтите, что если ребёнок пойдёт в школу, то родителям там быть не нужно.  
Школа — это школа, у родителей совершенно другая роль и другая система взаимоотношений с ребёнком. Школа и инклюзивный класс — это всё-таки умение учиться в группе детей, поэтому присутствие родителей не может быть полезно априори. Я понимаю, что это может быть единственной возможностью в тех местах, где нет никаких возможностей, и ситуация такая, что-либо ребёнок ходит в школу с родителями, либо его просто выгонят. Но если есть возможность, родителю не надо присутствовать на уроке. Ребёнок должен слушать на уроке учителя, а не родителя. У родителей должна быть своя личная жизнь, они могут работать или не работать — это их личное дело. Но школа построена так, что ребёнка учит учитель. Если он пока не может учиться в группе, значит, надо не родителей работы лишать, а дать ребёнку тьюторскую поддержку. Тьютор — это не человек, который отвлекает ребёнка и шепчет ему что-то на ухо. Это человек, который создаёт такие условия, чтобы ребёнок мог учиться в школе с преподавателем.
А по поводу линейки, то здесь опять же решать Вам. Вы можете пойти, но не быть в самом центре событий, а понаблюдать со стороной. Чтобы ребёнок знал, что его ждёт и был готов к переменам, ведь это праздник. Объясните ему буквально всё происходящее, чтобы у него сложилась общая картина о школе.  

  • 2019-07-23 09:20:02
  • В ответе ошибка?

Спасибо большое за исчерпывающий ответ.

Марьяна — 2019-07-23 10:23:35
Консультация врача на форуме предоставляется практикующими экспертами. Медицинское образование проверено администрацией. Сервис несёт моральную и юридическую ответственность. Консультация дается в справочных целях, по итогам консультации, обратитесь к врачу очно, в том числе для выявления возможных противопоказаний. По возможности, будьте готовы ответить на дополнительные вопросы, в противном случае консультация будет дана на основе указанной информации и иметь предположительный характер. Не занимайтесь самолечением, консультация врача онлайн не заменяет очный осмотр.
Оставьте отзыв о нашем сервисе

Нам важно знать ваше мнение. Оставьте отзыв о нашем сервисе

Ваше имя
Ваш email
Ваш отзыв
Укажите код с картинкиCaptcha Image