Подростковый возраст - возраст перемен и становления личности

Подростковый возраст - возраст перемен и становления личности
«Трудный подросток» – это штамп, который "лепят" родители взрослеющим детям, если не могут найти с ними общий язык. А ведь часто такая проблема бывает надуманной, конфликты возникают из-за того, что родители не знают психологии подростка. Хотя в любом случае «головная боль» становится общей и для взрослых, и для детей.
Спросите врача онлайнв чате либо по телефону

Конечно, мы видим, как внешне изменились наши дети, повзрослели, вытянулись. Но заглянуть во внутренний мир дочери или сына невозможно, они этого не позволят. И это естественно – ведь подросток имеет право на свои тайны и секреты. Сейчас для них пришло его время самоутверждения, формирования внутреннего «Я». Они стремятся найти себя в этом огромном мире, стать желанными, любимыми и уважаемыми людьми. В первую очередь подростку во время взросления нужна поддержка семьи, близких людей. А родители не могут смириться с тем, что их ребенок жаждет самостоятельности, им удобнее всего прочитать мораль, наказать, направить на путь истинный. Лишь бы было так, как они сказали. А что думает по этому поводу сын или дочь? Проще всего этот вопрос задать им – спокойно, по-доброму, без скандала и нравоучений. Поверьте, вы узнаете много нового о своем ребенке.

Ведущие психологи всего мира, которые изучали проблемы подросткового возраста, солидарны в том, что этот возраст есть самым важным и наиболее тяжелом периодом в жизни человека. Результаты исследований, проведенных учеными, позволили назвать причины нестандартного поведения подростков. Если родители будут знать хотя бы некоторые из этих догм, они смогут избежать проблем в общении со своими взрослеющими детьми, станут активными помощниками в становлении личности ребенка.

Что советуют психологи

1. Подростковый возраст называют промежуточным между детством и взрослостью. Психологическими новообразованиями этого периода есть личностное самоутверждение, потребность молодого человека в общении, увеличение его контактов, формирование нового мировоззрения, пересмотр и изменение ранее установившихся убеждений и представлений, а также усвоение ценности и нормы жизни подростковой среды.

2. Подростковый период наполнен противоречиями. Одна из наиболее важных его особенностей – личная нестабильность подростка. Великий педагог В.О.Сухомлинский подчеркивает, что общая особенность этих противоречий – несоответствие между стремлением к самоутверждению, своими желаниями и умением воплотить все это в жизнь. Иногда противоречия этого возраста углубляются, что приводит к срывам и конфликтам в семье. Но если родители умело проводят воспитательную работу, то такие ситуации сглаживаются, и конфликты не возникают.

3. Психолог Э. Эриксон отмечал в своих трудах, что психологическая напряженность, которая сопровождает период формирования целостности личности подростка, зависит от многих факторов, а не только от физиологического дозревания, характера человека. Важна при этом духовная атмосфера общества, в котором находится человек, влияют на воспитание и внутренние противоречия общественной идеологии.

4. Важнейшей сферой жизнедеятельности подростка есть общение, которое занимает много времени. Общение помогает в формировании мировоззрения, ценностной ориентации, сопутствует развитию эмоциональной сферы, взаимоотношению подростков в различных направлениях деятельности. Оно имеет прямое влияние на формирование личности в целом.

5. Наблюдения ученых доказали, что общение для подростка, это соединение в одно целое двух противоречивых потребностей: желания принадлежать к группе и стремления к обособленности – подросток имеет потребность оставаться периодически наедине с собой. В одно и то же время он считает себя уникальным, но стремится ничем внешне не отличаться от своих сверстников.

6. Чувство одиночества, которое связано с проблемой становления личности, побуждает подростка к общению с ровесниками. Здесь он находит то, в чем ему отказали взрослые. Теряют актуальность прежние отношения с родителями, учителями. Ведь взрослеющего человека не удовлетворяет такая система отношений, когда он полностью зависим от оценки взрослых.

7. Многие теоретики пришли к выводу, что только опыт общения с одногодками сможет создать ценностный пример для морального поведения подростка. Принимать решения, основанные на собственных моральных принципах, он способен при отсутствии рядом авторитетных людей – родителей и учителей, других взрослых.

В принципе, картина ясна. Теперь взрослые должны сделать выбор: «гнуть» сою собственную линию дальше, применяя при этом недейственные способы воспитания, или дать свободу подростку, превратить общение с ним в увлекательную игру, отказаться от авторитарности, общаться со своим ребенком на равных. Но самое главное – помнить о том, что подросток – это личность, его необходимо уважать, считаться с его мнением, поддерживать в трудные минуты жизни.

Если вас заинтересовала тема воспитания подростков, то много интересного об этих вопросах вы узнаете из книг Г.С.Абрамовой и В.С.Мухиной. Читается и воспринимается эта литература очень легко, она поможет вам найти выход из сложившейся ситуации.


Добавить комментарий
Имя:
Email:
Комментарии
Меню
  • Основное
  • Консультанты
Назад