22 октября - Международный день заикающихся людей

Что вы думаете об этом событии?

22 октября - Международный день заикающихся людей
Ежегодно 22 октября, начиная с 1998 года, во многих странах мира проводится Международный день заикающихся людей (International Stuttering Awareness Day). В 1995 г. в Швеции, с целью информирования населения земного шара о проблемах, связанных с заиканием, была создана Международная ассоциация заикающихся людей (International Stuttering Association, ISA), именно благодаря ее деятельности в 1998 году и был учрежден этот день. Ассоциация еще со времени своего возникновения провозгласила себя "рупором всех заикающихся людей на международном уровне".
Спросите врача онлайн

Гарантированный ответ в течение часа

Это звание она вполне оправдывает, ежегодно проводя в обществе огромную работу: многочисленные конференции и семинары, где поднимаются вопросы проблем заикающихся людей, собственный сайт, выпуск бюллетеней, поиск средств для стипендий заикающимся и т.д.

Заикание - это нарушение речи, для которого характерно частое повторение звуков, слогов и слов либо их удлинение. Также имеется частая остановка и нерешительность в речи, разрывающие ее ритмичное и плавное течение. Синоним заикания - логоневроз (навязчивый страх общения). Логоневрозом страдают чаще дети, нежели взрослые, у мальчиков в три - четыре раза чаще встречается заикание, чем у девочек. Частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18%, то есть имеется наследственная предрасположенность к недугу. Заикание у большинства детей проходит по мере взросления.Число заикающихся людей в мире по разным оценкам составляет от 0,5 до 10% от всего населения.

Упоминания о заикании доходят до нас с древних времен. Заикались некоторые египетские фараоны, персидский царь Бат, пророк Моисей (судя по описанию, у него имелся дефект речи, похожий на заикание), философ и оратор Демосфен, римский поэт Вергилий, Цицерон и другие видные деятели древних времен. Заикание также упоминается в трудах Гиппократа, он полагал, что причина заикания - это накопление влажности в головном мозге. Тогда как Аристотель считал, что логоневроз возникает из-за неправильного сотрясения артикуляционного аппарата.

Истинные причины развития логоневроза оставались неизученными до начала девятнадцатого столетия. Поэтому для лечения заикания применялись как народные способы (заговоры, мази, ношение амулетов и другие), так и поистине варварские методы, например, подрезание уздечки языка либо удаление части его мышц, что предложил немецкий хирург Иоганн Фридрих Диффенбах. Такие жестокие способы лечения некоторым больным все же помогали. В начале девятнадцатого века американские и французские ученные разработали лечебную гимнастику, которая помогала избавляться от заикания. Но она не давала мгновенного результата, поэтому не пользовалась успехом.

Наибольший вклад в изучение заикания внесли русские ученные - психиатр И. А. Сикорский, который впервые систематизировал все знания о заикании, и физиолог И. П. Павлов. Благодаря их трудам стали понятны причины развития заикания. Также в начале двадцатого столетия были разработаны специальные методики, помогающие избавиться от заикания и других нарушений речи. Кроме того, было основано новое направление в медицине - "Логопедия" - наука о нарушениях речи. Все это заслуга русских ученных. Но многое до сих пор остается неизвестным. Например, никак не объясняется, тот факт, что большинство больных с логоневрозом не заикаются, когда говорят сами собой, во время пения или разговора хором.

Причины развития заикания остаются предметом дискуссий. Мнения ученных сходятся на том, что в возникновении заикания играет роль совокупность нескольких факторов: наследственность, состояние нервной системы, особенности становления речи и т.д. Но даже наличие причин не всегда приводят к развитию заикания, они являются лишь пусковыми механизмами. А разовьется ли заикание, зависит от изначального состояния центральной нервной системы и тонуса двигательного речевого центра Брока.

Профессор Джералд Магуайр из Калифорнийского Университета провел исследования и выяснил, что у людей страдающих заиканием повышен уровень дофамина (медиатора, контролирующего работу головного мозга). И если эта теория будет подтверждена, то, возможно, в скором времени появятся лекарственные средства, понижающие уровень дофамина и будет решена проблема заикания.

Как только вам показалось, что ребенок начал заикаться, обращайтесь к специалистам. Максимальный и быстрый эффект от лечения имеется, если обращение к врачу было в течение 3-6 месяцев от начала заболевания. Благоприятный исход от лечения достигается, если оно начато в возрасте от 2 до 4 лет, менее благоприятный - от 10 до 16 лет. Так как к развитию заикания приводит большое количество причин, в его лечении принимает участие несколько специалистов: логопед, невропатолог, психотерапевт, психолог, иглорефлексотерапевт, инструктор по лечебной физкультуре и т.д. Лечение заикания - это долгий и кропотливый труд, как врача, так и пациента.

Как помочь тем, кто заикается?
  1. При разговоре с заикающимися людьми лучше обращать внимание на то, что они говорят, а не на то, как они говорят. Не нужно отводить взгляд в сторону, если они запнулись. Не перебивайте и не заканчивайте предложение за них. Не нужно говорить им "говори медленнее", "расслабься", "переведи дыхание" - это не помогает, наоборот, это, как правило, только повышает напряжение и усиливает заикание.
  2. В общении создавайте спокойную атмосферу. Не спешите, это может только усугубить проблему.
  3. Тема заикания не должна быть запретной. Если по-дружески и с улыбкой иногда упоминать о проблеме, то человек почувствует себя свободнее.
  4. Не нужно исправлять и критиковать человека. Своим вниманием, глазами, жестами, выражением лица и репликами показывайте, что вас интересует то, что он говорит. Не нужно пристально изучать его, когда он начинает заикаться, обращайте внимание на то, что он хочет сказать.
  5. Постарайтесь говорить с человеком медленнее. Это поможет в общении, он тоже будет говорить размеренно, что поможет избежать лишних приступов заикания. Нужно проявлять терпение, чтобы выслушивать. Не нужно перебивать, сделайте паузу, а потом отвечайте.
И самое главное - принимайте человека таким, какой он есть!

Добавить комментарий
Имя:
Email:
Комментарии