В два-три года малыш часто негативно реагирует, когда кто-то берет его игрушки. Родители настораживаются: не растет ли малыш слишком жадным? На деле ребенок в три года всегда является эгоцентриком, и все вещи воспринимаются им, как продолжение центра мира - его самого. Это абсолютно нормальный и закономерный путь развития личности в этом возрасте. И вполне естественно, что отдать любимую игрушку другому ребенку - лишиться частички себя, требование мамы сделать это - непонятное и обидное: что, мама теперь больше любит другого ребенка?
Не нужно ругать малыша в такие моменты, поскольку он не поймет, почему вдруг стал плохим. Не стоит наказывать и другого ребенка, ведь вполне логично, что красивая игрушка вызвала желание обладать ею. Поэтому лучше быстро переключить малышей на что-то интересное; заинтересовавшись новым объектом, ребенок вполне может уступить игрушку другому малышу на время, и на этом инцидент будет исчерпан. За это обязательно нужно похвалить малыша, а дома закрепить эти первые ростки доброты, рассказав подходящую сказку.
Однако, часто не удается избежать конфликта, и неуступчивость малышей приводит к слезам их обоих. В этом случае лучше увести малыша, например, под предлогом того, что уже пора домой. Сделать это надо спокойно, крик и тем более шлепки явно будут лишними. А в следующий раз просто не стоит брать на прогулку особенно дорогих игрушек, которые будет жаль потерять или сломать - ваша невольная повышенная бдительность в отношении такой игрушки приведет к тому, что и малышу будет труднее быть щедрым.
Нередко жадность берет свое начало из семьи, ее устоев и системы ценностей. При эгоцентрическом типе воспитания эта черта характера также имеет повышенные шансы на появление; подобное воспитание характерно для семей, в которых ребенок является действительно смыслом жизни, например, когда это единственный и долгожданный малыш. Конечно же, родители не делают ребенка жадиной сознательно, но особенности семейных отношений способствуют как появлению, так и закреплению этой черты характера.
Не стоит впадать и в другую крайность, при которой ребенок совсем перестанет относиться к своим игрушкам и вещам как к собственным. В дальнейшем это помешает развитию бережливости, а как окончательный итог - ответственности. Ведь хорошо, когда ребенок, получив в подарок игрушку, ответственно следит за ее состоянием, а не бросает ее где попало.
Для определения отношения ребенка к собственным вещам можно проделать такое психологическое упражнение: рассказать ему сказку, где малыш строит домик, который получается красивым и в нем можно играть. Этот домик так понравился маме малыша, что она попросила подарить его ей. На этом момента спросите ребенка: "Как думаешь, подарит малыш домик маме?" Ответы могут быть разными: поиграет и подарит, поделит пополам. А вот ответы вроде "оставит себе", "не отдаст никогда и никому", "поиграет, а потом поломает" - сигнал к тому, что надо насторожиться и разобраться, что стало причиной таких ответов. Это может быть как проявлением зачатков жадности, так и просто следствием того, что у ребенка действительно мало игрушек (тут ситуацию нужно исправить).
Жадность - качество не природное, а проявляющееся по причине неправильного поведения взрослых; поэтому, не будучи закрепленной, исчезнет, как и другие возрастные проявления.
Жадность ребенка: черта характера или возрастное проявление?
Для любого родителя мало приятного в том, если в детской компании за его ребенком закрепилось прозвище "жадина". Еще более неприятно, когда такое происходит ближе к школьному возрасту - тогда жадность из временного проявления может превратиться уже в черту характера.
Спросите врача онлайнв чате либо по телефону