Программа раннего развития детей и ее подводные камни

Программа раннего развития детей и ее подводные камни
Предположение о том, что до пяти лет мозг малыша способен усваивать знания в неограниченном количестве, толкает родителей на то, чтобы опробовать на своем ребенке все возможные методики раннего развития - ведь все хотят, чтобы их ребенок был первым во всем. И лишь немногие понимают, что эта теория не имеет научного подтверждения.
Спросите врача онлайнв чате либо по телефону

Конечно, это не повод отказываться от раннего развития совсем, но и слишком увлекаться им тоже не стоит, ведь при этом есть риск нанести вреда больше, чем принести пользы.
 
Итак, немного о подводных камнях

Программа раннего развития кажется честолюбивым родителям тем, что подтолкнет ребенка к заветному "вундеркинд". Однако, то, что все дети в равной степени одарены, стоит лишь открыть их истинные таланты, - всего лишь не подтвержденная иллюзия, которая помогает существовать центрам раннего развития и продаваться обучающим пособиям для дошкольников.
 
Между тем, научная психофизиологическая литература не упоминает ни о каких сверхспособностях младенцев, но подробно расписывает, как малыши запоминают материал - механически, не подвергая его никакому анализу. А после того, как заботливые родители заставят "будущего гения" учить не только детские считалочки, но и поэмы Пушкина, в голове у ребенка информация перемешивается.
 
Это состояние плохо переносится ребенком и вполне может окончиться неврозом. Поэтому при выборе программы раннего развития необходимо знать о том, какие побочные эффекты могут возникнуть при ее применении.
 
Ну а теперь о различных методиках развития
 
Методика Монтессори

Методика, разработанная Марией Монтессори, ставит своей задачей создание благоприятных условия для развития ребенка, организуя развивающую среду в специальных зонах помещения. При этом педагог первые минуты показывает, что и как делать с предметами, а далее ребенок действует сам.
 
Наиболее спорным тезисом данной методики является утверждение, что ребенок точно знает, что делать ему для развития. Кроме того, утверждение Монтессорио том, что до 6 лет ребенок строит разум, а уже далее - осваивает культуру, противоречит данным современной науки о механизмах психического развития. И еще один минус системы - в том, что творчеству и спонтанным играм уделяется довольно мало времени.
 
Самое ценное в данной методике - это материалы, которые дают представление о многих нюансах восприятия мира.
 
Методика Зайцева

Кубики Зайцева- методика, предназначенная для обучения чтению с 2 лет на основе специальных материалов - кубиков, таблиц, музыкальных записей. Однако, когда речь идет об обучении двухлеток, встает вопрос: зачем торопиться - освоенное таким ребенком за год пятилетний малыш сможет выучить за месяц.
 
Кроме того, применение "складов" вместо привычных слогов не встречает поддержки учителей в школе, поэтому ребенка приходится переучивать. Кубики Зайцевапоказаны детям, имеющим какие-то психо-неврологические расстройства - аутизм, ЗПР, алалия. Здоровым их сверстникам лучше предложить кубики в качестве дополнительной игры, а не основного метода обучения чтению.
 
Вальдорфскаяпедагогика

Вальдорфскаяпедагогика, в отличие от предыдущих, ориентирована на воспитание воли и чувств. Ребенка не обучают - он подражает окружающим взрослым и детям и таким образом познает мир. Это достигается использованием недоделанных деревянных игрушек и отказом от телевизора. 
Однако, минус такой методики в том, что в ограниченном обществе деревянных игрушек ребенок лишен многого из современной детской культуры - а в ней есть не только минусы, но и масса плюсов. А самостоятельное получение знаний приводит к тому, что в итоге они оказываются довольно несистематизированными. Хотя, несомненным преимуществом вальдорфскойпедагогики является то, что дети здесь быстро учатся соотносить научные знания и практический опыт.
 
Методика Домана


Разработанный врачом-нейрохирургом ГленомДоманом метод первоначально был направлен на реабилитацию детей с тяжелыми поражениями ЦНС, при этом Доманпытался стимулировать резервные клетки мозга, чтобы они взяли на себя функцию пораженных участков. При этом был сформулирован тезис о том, что мозг может развиваться лишь в случае постоянной работы.
 
Но ГленДомансделал неверный вывод из этого тезиса, считая, что развитие интеллекта прямо пропорционально степни нагрузки на мозг - случаи нервного перенапряжения являются опровержением данного вывода. Поэтому метод Домана подходит именно для тех целей, для которых и создавался первоначально - реабилитации детей с поражениями ЦНС.

Методика Никитиных
 
Программа раннего развития Никитиных- это сочетание закаливания, спортивного развития детей с решением разного рода головоломок. Эта система ориентирована прежде всего на семейное воспитание, а не работу индивидуально с каждым ребенком - для рационального распределения времени проще занять всех детей головоломками.
 
Здесь мало уделяется внимания творческим занятиям, ролевым играм и чтению - как следствие, стороной обойден вопрос развития творческого мышления.
 
Лучше всего позаимствовать подход Никитиныхк спорту и закаливанию, а решать головоломки - в противовес авторам, вместе с ребенком. Направленные на развитие пространственного мышления головоломки нужно дополнить заданиями по развитию речи.

Учить или не учить?
 
Раннее обучение языкам - еще одна из программ раннего развития, предполагающая, что дети младшего возраста легко освоят язык, предлагаемый им не в качестве учебного материала, а в качестве такого же носителя информации, как и родной; при этом происходит непроизвольное копирование языка. Здесь важно пройти стадию смешения языков, а также "усредненность произношения" и разные сферы применения языков. Важно, что если второй язык не был введен до года, то лучше повременить и до лет 4-5, пока у ребенка не будет сформировано правильное произношение.

Виктория 0

Как вообще можно размещать такие статьи? Кто её написал неизвестно. Чтобы давать такие громкие заявления, нужно в этом как минимум что то понимать, а не просто в одном предложении обосрать каждую методику!

 19 декабря 02:26 Ответить
Эдуард 0

Кто это писал? Консервативная мамаша с советским воспитанием? Это явно не медик. Позвольте спросить, на основании чего Вы заключили, что запоминание поэм Пушкина может привести его к неврозам? Автор явно весьма поверхностно знаком с методиками раннего развития. Ни одна передовая методика НЕ ЗАСТАВЛЯЕТ детей делать что- либо, будь то запоминание поэм или просто букв.
Некомпетентно. Написано дилетантом.

 21 февраля 12:05 Ответить

Добавить комментарий
Имя:
Email:
Комментарии
Меню
  • Основное
  • Консультанты
Назад