Конечно, это не повод отказываться от раннего развития совсем, но и слишком увлекаться им тоже не стоит, ведь при этом есть риск нанести вреда больше, чем принести пользы.
Итак, немного о подводных камнях
Программа раннего развития кажется честолюбивым родителям тем, что подтолкнет ребенка к заветному "вундеркинд". Однако, то, что все дети в равной степени одарены, стоит лишь открыть их истинные таланты, - всего лишь не подтвержденная иллюзия, которая помогает существовать центрам раннего развития и продаваться обучающим пособиям для дошкольников.
Между тем, научная психофизиологическая литература не упоминает ни о каких сверхспособностях младенцев, но подробно расписывает, как малыши запоминают материал - механически, не подвергая его никакому анализу. А после того, как заботливые родители заставят "будущего гения" учить не только детские считалочки, но и поэмы Пушкина, в голове у ребенка информация перемешивается.
Это состояние плохо переносится ребенком и вполне может окончиться неврозом. Поэтому при выборе программы раннего развития необходимо знать о том, какие побочные эффекты могут возникнуть при ее применении.
Ну а теперь о различных методиках развития
Методика Монтессори
Методика, разработанная Марией Монтессори, ставит своей задачей создание благоприятных условия для развития ребенка, организуя развивающую среду в специальных зонах помещения. При этом педагог первые минуты показывает, что и как делать с предметами, а далее ребенок действует сам.
Наиболее спорным тезисом данной методики является утверждение, что ребенок точно знает, что делать ему для развития. Кроме того, утверждение Монтессорио том, что до 6 лет ребенок строит разум, а уже далее - осваивает культуру, противоречит данным современной науки о механизмах психического развития. И еще один минус системы - в том, что творчеству и спонтанным играм уделяется довольно мало времени.
Самое ценное в данной методике - это материалы, которые дают представление о многих нюансах восприятия мира.
Методика Зайцева
Кубики Зайцева- методика, предназначенная для обучения чтению с 2 лет на основе специальных материалов - кубиков, таблиц, музыкальных записей. Однако, когда речь идет об обучении двухлеток, встает вопрос: зачем торопиться - освоенное таким ребенком за год пятилетний малыш сможет выучить за месяц.
Кроме того, применение "складов" вместо привычных слогов не встречает поддержки учителей в школе, поэтому ребенка приходится переучивать. Кубики Зайцевапоказаны детям, имеющим какие-то психо-неврологические расстройства - аутизм, ЗПР, алалия. Здоровым их сверстникам лучше предложить кубики в качестве дополнительной игры, а не основного метода обучения чтению.
Вальдорфскаяпедагогика
Вальдорфскаяпедагогика, в отличие от предыдущих, ориентирована на воспитание воли и чувств. Ребенка не обучают - он подражает окружающим взрослым и детям и таким образом познает мир. Это достигается использованием недоделанных деревянных игрушек и отказом от телевизора.
Однако, минус такой методики в том, что в ограниченном обществе деревянных игрушек ребенок лишен многого из современной детской культуры - а в ней есть не только минусы, но и масса плюсов. А самостоятельное получение знаний приводит к тому, что в итоге они оказываются довольно несистематизированными. Хотя, несомненным преимуществом вальдорфскойпедагогики является то, что дети здесь быстро учатся соотносить научные знания и практический опыт.
Методика Домана
Разработанный врачом-нейрохирургом ГленомДоманом метод первоначально был направлен на реабилитацию детей с тяжелыми поражениями ЦНС, при этом Доманпытался стимулировать резервные клетки мозга, чтобы они взяли на себя функцию пораженных участков. При этом был сформулирован тезис о том, что мозг может развиваться лишь в случае постоянной работы.
Но ГленДомансделал неверный вывод из этого тезиса, считая, что развитие интеллекта прямо пропорционально степни нагрузки на мозг - случаи нервного перенапряжения являются опровержением данного вывода. Поэтому метод Домана подходит именно для тех целей, для которых и создавался первоначально - реабилитации детей с поражениями ЦНС.
Методика Никитиных
Программа раннего развития Никитиных- это сочетание закаливания, спортивного развития детей с решением разного рода головоломок. Эта система ориентирована прежде всего на семейное воспитание, а не работу индивидуально с каждым ребенком - для рационального распределения времени проще занять всех детей головоломками.
Здесь мало уделяется внимания творческим занятиям, ролевым играм и чтению - как следствие, стороной обойден вопрос развития творческого мышления.
Лучше всего позаимствовать подход Никитиныхк спорту и закаливанию, а решать головоломки - в противовес авторам, вместе с ребенком. Направленные на развитие пространственного мышления головоломки нужно дополнить заданиями по развитию речи.
Учить или не учить?
Раннее обучение языкам - еще одна из программ раннего развития, предполагающая, что дети младшего возраста легко освоят язык, предлагаемый им не в качестве учебного материала, а в качестве такого же носителя информации, как и родной; при этом происходит непроизвольное копирование языка. Здесь важно пройти стадию смешения языков, а также "усредненность произношения" и разные сферы применения языков. Важно, что если второй язык не был введен до года, то лучше повременить и до лет 4-5, пока у ребенка не будет сформировано правильное произношение.
Программа раннего развития детей и ее подводные камни
Предположение о том, что до пяти лет мозг малыша способен усваивать знания в неограниченном количестве, толкает родителей на то, чтобы опробовать на своем ребенке все возможные методики раннего развития - ведь все хотят, чтобы их ребенок был первым во всем. И лишь немногие понимают, что эта теория не имеет научного подтверждения.
Спросите врача онлайнв чате либо по телефону
Как вообще можно размещать такие статьи? Кто её написал неизвестно. Чтобы давать такие громкие заявления, нужно в этом как минимум что то понимать, а не просто в одном предложении обосрать каждую методику!
Кто это писал? Консервативная мамаша с советским воспитанием? Это явно не медик. Позвольте спросить, на основании чего Вы заключили, что запоминание поэм Пушкина может привести его к неврозам? Автор явно весьма поверхностно знаком с методиками раннего развития. Ни одна передовая методика НЕ ЗАСТАВЛЯЕТ детей делать что- либо, будь то запоминание поэм или просто букв.
Некомпетентно. Написано дилетантом.