Являясь регулятором поведенческого сценария подростка, такая оценка практически полностью определяет его социальную адаптацию.
Адекватность
Подростковому периоду характерно планомерное увеличение адекватности самооценки. Подростки, в отличие от детей, как правило, оценивают себя ниже по тем параметрам, которые они посчитали для себя наиболее важными. Это обстоятельство указывает на их реалистичное восприятие мира.
Адекватная самооценка подросткапозволяет ему формировать критический взгляд на вещи, объективно соизмерять свои возможности по отношению к текущим задачам.
Физический облик и самооценка
В подростковом периоде физические параметры как влияющий на оценивающие суждения фактор занимают особое место. К тому же физическому облику уделяется особое внимание, когда в жизни подростка возникают первые чувства в отношении противоположенного пола.
Этому периоду присуща своя специфика. Пытаясь воспринять и понять другого человека, подросток двигается в направлении более глубокого понимания самого себя.
Последовательность в таком понимании своих качеств, такая же, как и в познании и понимании качеств у другого человека. Вначале отмечаются внешние, физические характеристики, затем происходит оценка интеллектуальных качеств, связанных с какой-либо деятельностью, и только потом уже личностных качеств, скрытых во внутреннем мире субъекта.
Динамика
Оценка суждений, меняется от подросткового возраста к юношескому. У подростков, она направлена в первую очередь на ожидание суждений по отношении к нему со стороны сверстников. Для юношей уже характерны оценочные суждения, основанные на их собственных идеалах.
С течением времени, суждения в отношении себя у молодых людей определятся совокупностью оценок окружающих с результатами своей деятельности и направлены на поиск собственной значимости, как для себя, так и для других.
Влияние родителей на самооценку подростка
Многочисленные исследования, как отечественные, так и зарубежные показали, что на самооценку подростка большее влияние оказывают сверстники, нежели родители.
Но это обстоятельство не означает, что происходит отчуждение молодых людей от родителей. Статистика опросов показывает, что дети в равной степени чувствуют свою защищенность, как среди друзей, так и в семье.
Исследователи выявили, что родительское участие в жизни подростка в большей степени оказывает влияние на его общую самооценку, а сверстники и педагогические факторы, на оценку способностей.
Самооценка и педагогическая оценка
Педагогическая оценка вносит в оценку собственных суждений подростков существенный вклад. Функции педагогической оценки условно делятся на два направления — ориентирующее и стимулирующее.
Совокупность этих направлений формирует в ребенке познание самого себя, стимулируя развитие оценочных суждений по отношению к себе.
Исследований в этой области показали, что степень самооценки подростков оказывает существенное влияние на результаты интеллектуальной деятельности, если ситуацию сопровождают эмоциональные составляющие. Особенно, это отчетливо прослеживается в случаях с низкой самооценкой.
Специалисты объясняют это тем, что низкая самооценка приводит к излишней эмоциональной напряженности, отрицательно влияющей на качественные показатели интеллектуальной деятельности.
Самооценка подростка: основные моменты
Самооценка — осознание самим собой своих способностей, физических характеристик, степени нравственности поступков и качеств. Самооценка подростка в период развития его самосознания, проходит через определенные стадии — начиная от полного неведения по отношению к себе и заканчивая полной определенностью в самостоятельных суждениях.
Спросите врача онлайнв чате либо по телефону