«Нетрадиционные виды рисования, как средство художественного развития дошкольников»
МБДОУ « ЦРР – Детский сад №16 «Родничок»
«Нетрадиционные виды рисования, как средство художественного развития дошкольников»
Воспитатель Рылова Л.Е.
Моршанск 2014 год
Всем известно, что дети очень любят рисовать. Это и понятно – ведь изобразительная деятельность является одним из способов самовыражения ребёнка. Чтобы научить малыша рисовать, недостаточно дать ему в руки кисть или карандаш. Важно показать, как с помощью этих средств можно изобразить те или иные явления и предметы. Поэтому воспитателю необходимо самому много рисовать, давая детям возможность наблюдать за процессом создания художественного образа. Дети наблюдают за рисунком воспитателя и начинают ему подражать. Но не всё и не всегда получается у них так, как хочется. Иногда даже самая маленькая неудача приводит к тому, что дети боятся выражать свои впечатления через рисунок, страшатся результатов и совсем отказываются рисовать. В такой ситуации большую помощь воспитателю может оказать использование нетрадиционных приёмов рисования. О применении некоторых из них в своей работе я хочу рассказать.
Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как И. А. Лыкова, Г.П. Есафьева, Г. Н. Давыдова, я нашла много интересных идей, поставила перед собой задачи:
-развитие познавательных и творческих способностей детей;
-развитие мелкой моторики;
-развитие воображения;
-воспитание интереса к созданию новых образов;
-формирование у детей технических навыков рисования;
-развитие активности и самостоятельности детей в ИЗО;
-умение создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования;
-развитие индивидуальных способностей ребёнка.
Нетрадиционные техники рисования:
Рисование ладошкой и пальчиками
Рисование солью
Рисование мятой бумагой
Рисование на крупе
Печать, оттиск листом
Монотипия
Кляксография
Граттаж
Рисование мыльной пеной
Набрызг
Рисование восковыми мелками +акварель
Пластилинография
Рисование по мокрому фону
Рисование ватными палочками
Тампонирование
Цветные ниточки
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Нетрадиционное рисование- это сказка, которая интересна и детям, и взрослым, для тех, кто уже умеет рисовать, а также для тех, кто хочет научиться рисовать. В процессе обучения рисованию нетрадиционными способами необходима полная свобода, приучая детей к аккуратности, взрослые часто указывают на перепачканные руки, но здесь мы должны быть готовы к тому, что руки ребёнка будут перепачканы краской, а на листе бумаги появятся нелепые цветовые пятна и потёки. Дети учились не бояться испачкаться краской. Во всех нетрадиционных способах обучения рисованию для детей был очень интересен сам процесс рисования. Моя задача – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. Существует много техник нетрадиционного рисования, их особенность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Я знакомлю детей с различными техниками рисования, манипулируя различными материалами.
«Пальчиковая живопись»:
Учимся самостоятельно создавать образ. Предлагаю детям нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна одним пальчиком. В этой технике мы рисовали: « Гроздь рябины», « Узор на посуде», «Дождик».
«Печать растениями»
Предлагаю детям листья деревьев /или других растений/, намазываем гуашью лист со стороны прожилок и прижимаем ладошкой листик закрашенной стороной к бумаге, осторожно взяв за черенок, убираем листик. Кистью дорисовываем детали. В этой технике мы рисовали « Бабочку», « Осенние деревья», «Букет в вазе».
«Рисование ватными палочками»
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции /» Цыплёнок», « Одуванчик», «Осеннее дерево»/.
«Кляксография»
Детям предлагается поставить кляксу гуашью или акварелью, используя трубочку для коктейля, « раздувать» цветовое пятно, увидеть образ, дорисовать его элементы/ « Ветви кустарника», «Саксаулы в пустыне»/.
«Тампонирование»
Детям предлагается трафарет, закреплённый на листе бумаги, губка привязанная к палочке. С помощью тампона наносится примакиванием краска, затем трафарет убирается, кистью дополняются мелкие детали.
(« Ай–да коты!»)
Результаты
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования способствует:
-развитию познавательных и творческих способностей;
-развивает уверенность в своих силах;
-учит детей выражать свой замысел;
-развивает чувство композиции, ритма, цветовосприятия;
-развивает мелкую моторику рук;
-развивает воображение и фантазию.
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, их желание и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, выделяются новые средства выразительности.
Нетрадиционных приёмов рисования очень много. Каждый из них по-своему интересен, оригинален, любим детьми, если они им владеют.
Хочется отметить, что их применение в работе с детьми позволяет развить познавательные, художественно-творческие способности, активизировать речевую и мыслительную деятельность детей. Это даёт возможность детям проявлять свою фантазию, воображение, своё видение окружающего мира, помогает проявить свою индивидуальность, поверить в собственные силы.
Считаю, что эту работу необходимо проводить со всеми детьми, ведь каждый ребенок имеет право на развитие своих способностей.
Литература
1. Ашиковы В. и С. «Семицветик», Роспедагент, 1997.
«Страна чудес. Рисование.», М, 1998.
« Совместная творческая деятельность педагога и детей в программе «Семицветик», Д/в № 1 - 1999.
2. Борисова Н. «Новый подход в проведении занятий», Д/в № 4 – 1990.
3. Горынина Н. «Рисуйте, что хотите», Обруч № 6 – 1999.
4. Грушина Л. В. «Батик», М, 2000.
5. Доронова Н. «Учите детей рисованию, лепке, аппликации».
6. Колобова Л. «Путешествие по стране Рисовании», Д/в № 4 – 1994.
7. Копцева Т. «Природа и художник», Обруч № 1 – 2000.
8. Нищева Н. В. « Разноцветные сказки», Д-пресс, 2001.
9. Рогаткина Т. «Шишкой, маком, колосочком…», Д/в № 7 – 2000.
10. Трифонова М. «О детском рисунке как форме игры», Д/в № 2 – 1996.
11. Шклярова М. «Рисуйте в нетрадиционной технике», Д/в № 11 – 1995.
« Учите детей рисовать легко и быстро», Д/в № 5 -1995.
12. Юркова Н. «Нет ошибок в рисовании», Обруч № 2 – 1999.