«Нетрадиционные виды рисования, как средство художественного развития дошкольников»

МБДОУ « ЦРР – Детский сад №16 «Родничок»

«Нетрадиционные виды рисования, как средство художественного развития дошкольников»

  Воспитатель Рылова Л.Е.

 Моршанск 2014 год

 

Всем известно, что дети очень любят рисовать. Это и понятно – ведь изобразительная деятельность является одним из способов самовыражения ребёнка. Чтобы научить малыша рисовать, недостаточно дать ему в руки кисть или карандаш. Важно показать, как с помощью этих средств можно изобразить те или иные явления и предметы. Поэтому воспитателю необходимо самому много рисовать, давая детям возможность наблюдать за процессом создания художественного образа. Дети наблюдают за рисунком воспитателя и начинают ему подражать. Но не всё и не всегда получается у них так, как хочется. Иногда даже самая маленькая неудача приводит к тому, что дети боятся выражать свои впечатления через рисунок, страшатся результатов и совсем отказываются рисовать. В такой ситуации большую помощь воспитателю может оказать использование нетрадиционных приёмов рисования. О применении некоторых из них в своей работе я хочу рассказать.

 

Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как И. А. Лыкова, Г.П. Есафьева, Г. Н. Давыдова, я нашла много интересных идей, поставила перед собой задачи:

ž    -развитие познавательных и творческих способностей детей;

ž    -развитие мелкой моторики;

ž    -развитие воображения;

ž    -воспитание интереса к созданию новых образов;

ž    -формирование у детей технических навыков рисования;

ž    -развитие активности и самостоятельности детей в ИЗО;

ž    -умение создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования;

ž    -развитие индивидуальных способностей ребёнка.

 

   Нетрадиционные техники рисования:

Рисование ладошкой и пальчиками

Рисование солью

Рисование мятой бумагой

Рисование на крупе

Печать, оттиск листом

Монотипия

Кляксография

Граттаж

Рисование мыльной пеной

Набрызг

Рисование восковыми мелками +акварель

Пластилинография

Рисование по мокрому фону

Рисование ватными палочками

Тампонирование

Цветные ниточки

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Нетрадиционное рисование- это сказка, которая интересна и детям, и взрослым, для тех, кто уже умеет рисовать, а также для тех, кто хочет научиться рисовать. В процессе обучения рисованию нетрадиционными способами необходима полная свобода, приучая детей к аккуратности, взрослые часто указывают на перепачканные руки, но здесь мы должны быть готовы к тому, что руки ребёнка будут перепачканы краской, а на листе бумаги появятся нелепые цветовые пятна и потёки. Дети учились не бояться испачкаться краской. Во всех нетрадиционных способах обучения рисованию для детей был очень интересен сам процесс рисования. Моя задача – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. Существует много техник нетрадиционного рисования, их особенность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Я знакомлю детей с различными техниками рисования, манипулируя различными материалами.

 

«Пальчиковая живопись»:

Учимся самостоятельно создавать образ. Предлагаю детям нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна одним пальчиком. В этой технике мы рисовали: « Гроздь рябины», « Узор на посуде», «Дождик».

 

«Печать растениями»

Предлагаю детям листья деревьев /или других растений/, намазываем гуашью лист со стороны прожилок и прижимаем ладошкой листик закрашенной стороной к бумаге, осторожно взяв за черенок, убираем листик. Кистью дорисовываем детали. В этой технике мы рисовали « Бабочку», « Осенние деревья», «Букет в вазе».

 

«Рисование ватными палочками»

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции /» Цыплёнок», « Одуванчик», «Осеннее дерево»/.

 

«Кляксография»

Детям предлагается поставить кляксу гуашью или акварелью, используя трубочку для коктейля, « раздувать» цветовое пятно, увидеть образ, дорисовать его элементы/ « Ветви кустарника», «Саксаулы в пустыне»/.

 

«Тампонирование»

Детям предлагается трафарет, закреплённый на листе бумаги, губка привязанная к палочке. С помощью тампона наносится примакиванием краска, затем трафарет убирается, кистью дополняются мелкие детали.

(« Ай–да коты!»)

 

Результаты

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования способствует:

ž    -развитию познавательных и творческих способностей;

ž    -развивает уверенность в своих силах;

ž    -учит детей выражать свой замысел;

ž    -развивает чувство композиции, ритма, цветовосприятия;

ž    -развивает мелкую моторику рук;

ž    -развивает воображение и фантазию.

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, их желание и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, выделяются новые средства выразительности.

Нетрадиционных приёмов рисования очень много. Каждый из них по-своему интересен, оригинален, любим детьми, если они им владеют.

Хочется отметить, что их применение в работе с детьми позволяет развить познавательные, художественно-творческие способности, активизировать речевую и мыслительную деятельность детей. Это даёт возможность детям проявлять свою фантазию, воображение, своё видение окружающего мира, помогает проявить свою индивидуальность, поверить в собственные силы.

Считаю, что эту работу необходимо проводить со всеми детьми, ведь каждый ребенок имеет право на развитие своих способностей.

 

Литература

1. Ашиковы В. и С. «Семицветик», Роспедагент, 1997.

                                   «Страна чудес. Рисование.», М, 1998.

                             « Совместная творческая деятельность педагога и детей в           программе «Семицветик», Д/в № 1 - 1999.

2. Борисова Н. «Новый подход в проведении занятий», Д/в № 4 – 1990.

3. Горынина Н. «Рисуйте, что хотите», Обруч № 6 – 1999.

4. Грушина Л. В. «Батик», М, 2000.

5. Доронова Н. «Учите детей рисованию, лепке, аппликации».

6. Колобова Л. «Путешествие по стране Рисовании», Д/в № 4 – 1994.

7. Копцева Т. «Природа и художник», Обруч № 1 – 2000.

8. Нищева Н. В. « Разноцветные сказки», Д-пресс, 2001.

9. Рогаткина Т. «Шишкой, маком, колосочком…», Д/в № 7 – 2000.

10. Трифонова М. «О детском рисунке как форме игры», Д/в № 2 – 1996.

11. Шклярова М. «Рисуйте в нетрадиционной технике», Д/в № 11 – 1995.

                             « Учите детей рисовать легко и быстро», Д/в № 5 -1995.

12. Юркова Н. «Нет ошибок в рисовании», Обруч № 2 – 1999.

 

 

 

 

22.11.2014 16:28
Рейтинг: 4.5, Голосов: 2
ответы
Сортировать по:
Интересные техники! А как рисовать солью?
ответить  08.05.2015 20:49
Наверное, как и песком
ответить  19.05.2015 00:15
Написать ответ
Captcha Image
 
Меню
  • Основное
  • Консультанты
Назад