Когда нужно посетить детского врача офтальмолога?
Первый раз посетить детского врача офтальмологанеобходимо с новорождённым малышом. В этот период врач определят наличие катаракты, глаукомы, врожденного косоглазия, нистагма. Производит оценку состояния сосудов глазного дна малыша.
Если все хорошо, то следующий прием врача назначают на два и три года. В этом возрасте проверяют остроту зрения малыша. Проводят диагностику косоглазия и амблиопии.
Далее зрение проверяют непосредственно перед поступлением в школу (6-7 лет), а далее, если нет жалоб со стороны ребенка и родителей — в 11-12 и в 14-15 лет. На приеме у врача оцениваются цветовое зрение, бинокулярные функции, выявляется наличие близорукости или дальнозоркости.
Дорогие родители, ранняя диагностика нарушений зренияпозволяет не только выявить заболевание, но и предупредить возможные отклонения в развитии малыша. Резкое снижение остроты зрения ограничивает весь процесс познания ребенком окружающего мира, негативно влияет на формирование речи, деятельности, памяти, воображения, внимания.
В настоящее время все дети с нарушениями зрения в зависимости от степени тяжести дефекта делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение представляют собой категорию психофизических нарушений, которые проявляются в ограничении зрительного восприятия ребенка или его полном отсутствии. Это влияет на весь процесс формирования и развития психики личности ребенка. У детей с нарушениями зрения формируются специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Что проявляется в отставании, нарушении и специфичности всего хода развития двигательной активности, пространственной ориентировки в пространстве, формировании представлений и понятий об окружающем мире, в способах предметно- практической деятельности, в особенностях проявления эмоционально – волевой сферы и поведения, а так же социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.
Кто такие слепые и слабовидящие дети?
Слепые (незрячие) дети– это подкатегория лиц с тяжелыми нарушениями зрения, у которых фактически отсутствуют зрительные ощущения, но может иметься светоощущение или остаточное зрение до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками. В эту категорию входят лица с прогредиентными заболеваниями (развитие болезни — развитие болезни с нарастанием симптоматики) и сужением поля зрения (до 10 -15 градусов) с остротой зрения до 0,08.
Так же выделяют лиц с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза. В данном случае полностью утрачивается зрительное восприятие, но имеется светоощущение или остаточное зрение, которое позволяет воспринимать цвет, свет, некоторые контуры (силуэты) предметов.
Слабовидящие дети– это подкатегория лиц с менее выраженными нарушениями зрения. Дети данной категории имеют остроту зрения от 0,05 до 0,02 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Помимо нарушения остроты зрения слабовидящие дети могут иметь некоторые отклонения в состоянии других зрительных функций (периферическое и бинокулярное зрение, цвето- и светоощущение,).
Слабовидящие дети при знакомстве с явлениями, предметами, при пространственной ориентирови, при движении имеют некоторую возможность использовать имеющееся у них сохранное зрение. Зрение, в этом случае, остаётся ведущим анализатором ребенка. Но зрительное восприятие малышей сохранно лишь частично и считать его полноценным нельзя.
Понимание окружающей действительности у детей с нарушениями зрения значительно сужен, замедлен, неточен. Зрительное восприятие и впечатления малышей ограничены, представления имеют некоторое качественное своеобразие. Например, дети с резко выраженной близорукостью или дальнозоркостью могут не заметить признаки важных для характеристики предмета.
У слабовидящих детей при косоглазиизатруднена способность видеть и воспринимать мир двумя глазами, то есть нарушено бинокулярное зрение. Стоит отметить, что при условии раннего вмешательства специалистов и специального обучения пространственное и стереоскопическое, форменное зрение развивается и совершенствуется. А это обеспечивает в дальнейшем формирование сложных пространственных представлений.
Среди слабовидящих детей встречается большое количество малышей с контрастной чувствительности зрения, нарушением цветоразличительных функций, имеются врождённые формы патологии цветоощущения.
В категорию слабовидящих детей входят:
Миопия (близорукость)– возникает в том случае, если рефракция при которой параллельные лучи света соединяются в фокусе не на сетчатке глаза, а перед нею.
В настоящее время врачи различают три степени близорукости:
- I(слабая) - до 3,0 дптр;
- II(средняя) - до 3,0-6,0 дптр;
- III(высокая) - свыше 6,0 дптр.
Вследствие чего возникает миопия? Развитию миопии у детей способствует работа на близком расстоянии при ослабленной аккомодации (врождённой или приобретённой) (чтение с близкого расстояния и т.д.), в неблагоприятных гигиенических условиях (плохой свет, не правильное положение тела); большую роль играют наследственные факторы (если у родителей было снижение зрения, то ребенок находится в группе риска), нарушение биохимических свойств склеры (нарушения обмена веществ в организме ребенка), повышенное внутриглазное давление.
При миопии у детей возникает характерное понижение остроты зрения вдаль. Зрение улучшается при использовании вогнутых линз.
Какие формы миопии выделяют?
Существует высокая прогрессирующая миопия, когда вследствие растяжения глаза в его различных структурах возникают патологические изменения (деструкция стекловидного тела, стафиломы склеры, периферические хореоретинальные дистрофии, центральные и другое). Растяжение глаза может осложняться кровоизлияниями в его сетчатку, стекловидное тело, сосудистую оболочку (хориоидею). Это может сопровождаться истончением, разрывами, отслойкой сетчатки.
Гиперметропия (дальнозоркость)– это такой вид рефракции, при которой параллельные лучи света соединяются в фокусе за сетчаткой. Гиперметропия - это нормальная рефракция глаза новорождённого. С увеличением величины глаза у малышей формируется эмметропическая рефракция (нормальная для взрослого человека).
Гиперметропия возникает вследствие задержки роста глазного яблока (малый глаз). Главный фокус оптической системы в этом случае будет лежать позади сетчатки глаза. Для того, чтобы получить чёткие изображения на сетчатке необходимо напряжение аккомодации при зрении вдаль и вблизи.
Различают несколько степеней гиперметропии:
- у детей хорошее зрение впереди и вдаль сохраняется благодаря аккомодации;
- у детей отмечается хорошее зрение вдаль, но наступает быстрая утомляемость глаз при работе на близком расстоянии;
- у детей наблюдается плохое зрение вдаль и вблизи. Острота зрения малышей улучшается в случае использования выпуклых линз. Уменьшение выраженности гиперметропии возникает в период роста глаза ребенка. С возрастом в связи с тем, что наступает ослабление аккомодации хрусталика, ухудшается зрение вблизи и возникает пресбиопия.
Амблиопия– это большая категория нарушений зрения, которая включает в себя различные по происхождению формы понижения зрения. Причинами амблиопии являются функциональные расстройства зрительного анализатора.
Выделяют следующие виды амблиопии:
- истерическую рефракционную,
- обскурационную,
- дисбинокулярную.
У детей с астенией возникают и вегетативные нарушения: повышенная потливость, бледность лица и кожных покровов.
Тяжелые степени астении у детей характеризуются резкой слабостью вплоть до прострации. Детей утомляет любая деятельность, кратковременная беседа, передвижения.
Заболевание глазодвигательного аппарата.Причинами патологии глазодвигательного аппарата у детей могут быть:
- патологические изменения в мышечных или нервных окончаниях;
- повреждение проводящих путей и центров глазодвигательных нервов.
Содружественное косоглазие.Это расстройство глазодвигательного аппарата, которое характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного глаза от совместной точки фиксации. Оно является нарушением функции бинокулярного зрения.
Особенностью возникшего содружественного косоглазия у ребенка является то, что подвижность каждого глаза будет не ограничена и косящий глаз будет совершать тот же объём движений, что и здоровый (вверх, вниз, вправо, влево).
Содружественное косоглазие возникает чаще всего в раннем возрасте (до трех лет) . Оно отрицательно влияет на психику ребенка, формирование его характера и самооценки. Это обусловлено тем, что при косоглазии невозможна правильная и быстрая оценка соотношений окружающих предметов, пространственных представлений. У малыша в дальнейшем возникают большие ограничения в выборе профессии. Следует отметить, что не исправленное косоглазие приводит к резкому снижению остроты зрения в будущем.
У детей при содружественном косоглазии в результате расстройства бинокулярного зрения, как правило, развивается амблиопия– это понижение остроты зрения от того, что один глаз является бездеятельным.
Различают несколько видов косоглазия:
- аккомодационное, данный вид косоглазия исчезает при правильно подобранных очках;
- частично аккомодационное.
не подскажете автора этой статьи?
Педиатр нашего сайта. У вас есть вопрос?
просто это информация подходит для курсовой работы и мне нужен был автор
Копирование материалов - это нарушение закона о авторском праве. Это уголовное дело.
спасибо за информацию, мне все равно это уже не нужно
Свободное использование материалов без согласия автора допускается в информационных, научных, учебных или культурных целях с указанием оного (+источник). Так что в этом случае Вы ошибаетесь.
Мне без разницы. Мы согласия не даем на публикацию.
А Ваше согласие здесь и не нужно. Хоть бы википедию открыли и почитали про авторское право, что ли.
Кроме того, какая ещё публикация? Курсовая нужна не для того, чтобы её где-то публиковать, а чтобы преподавателю показать и забыть о ней, как о страшном сне.
У ребенка миопия (слабая), а я даже не предполагала, что она еще и разная бывает... век живи - век учись, как говорится. Сын первый класс только закончил, поэтому зрение как можем поддерживаем: и упражнения делаем, и питаться стараемся правильно. Еще пропили курс Лютеин- Комплекса Детского, в составе которого есть антиоксиданты, способные сетчатку от разрушения защищать, внутриглазное давление нормализовывать, и в целом, влиять на процессы прогрессирования близорукости. Так что предпосылки к сохранению зрения есть, считаю
Очень интересные вопросы. Полезный форум