К 1 годумалыш произносит от 7 до 14 слов, может сосредоточиться на каком- либо занятии 15 минут, начинает адекватно реагировать на слово «нельзя», начинает ходить.
К 1,5 годамребенок усваивает до 30-40 слов, ходит уверенно, понимает, что ему говорят, узнает предметы, изображенные на картинках, без конца задает вопросы «кто?», «что?».
К 2 годамв словарном запасе ребенка уже 300-400 слов, его основные вопросы - «кто это?», «что это?». Малыш осваивает местоимения, существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Речь состоит из фраз. Вопросы, которые он задает, указывают на его хорошее умственное развитие. Зажимая карандаш в кулаке, рисует линии, из кубиков строит башню.
В 2,5 годаребенок знает почти 1000 слов. В его словарном запасе появляются ориентировочные вопросы «Куда?», «Где?», «Откуда?», «Когда?». Задержка в развитии речи в этом возрасте может свидетельствовать о глухоте или о нарушениях в психическом развитии ребенка.
В 3 годаребенок зацикливается на традиционном детском вопросе «Почему?». Причем он задает его постоянно, часто не дожидаясь ответа. Малыш может пересказать увиденное или услышанное, хорошо помогать ему наводящими вопросами. Его мышление усложняется, об этом свидетельствует использование при разговоре сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Он ясно различает смысл слов «мало», «много», «один», знает, где левая, а где правая сторона. Узнает зверюшек по характерным частям: зайца - по ушам, слона - по хоботу.
В 3,5 годаон начинает осваивать процесс конструирования, учится планировать. Малыш то и дело затевает ролевую игру с окружающими предметами, а чуть позже и со сверстниками. В этом возрасте ребенку не чужды все виды эмоций: самолюбие, обида, радость, печаль, доброжелательность, враждебность, зависть, способность к сочувствию.
К 4-м годам- уже понимает то, что сам не видел, но ему рассказали об этом. Ребенок способен сочинить рассказ по картинке, правильно заканчивать начатое взрослым предложение, обобщать и подводить под понятие. Главный вопрос - «Почему?». У детей с задержкой в психическом развитии преобладают пока вопросы «Где?», «Что?». «Куда?». Теперь малыш уже может заняться одним делом по 40-50 минут. Появляется интерес к игре со сверстниками.
В 4,5 года– ставит цель и продумывает планирование действий для его достижения. В словарном запасе появляется новый вопрос - «Зачем?».
В 5 лет- свободно называет имя, фамилию, отчество, адрес, возраст, как правило, знает транспорт, который идет к дому. Умело пользуется конструктором, собирает по схеме игрушку, рисует человечков.
Начиная с 5,5 лет, ребенок в принципе готов ко всем видам обучения.
В возрасте 6 летв словарном запасе ребенка уже около 4000 слов. Он понимает смысл простых поговорок и пословиц, улавливает сюжетную связь между картинками, сочиняет рассказ по ним. Не испытывает трудностей при решении простых арифметических задач. Знает много игр, придумывает сюжеты, легко ориентируется в пространстве (здесь, там, далеко, близко), во времени (сегодня, завтра, вчера), понимает и чувствует отношения между людьми. Рисует человека со всеми частями тела, лицом, в одежде, обуви.
Знание поведенческих нормативов психического развития ребенка дошкольного возраста поможет взрослым, при необходимости, корректировать педагогические способы воздействия на него, а так же оказать ему содействие для максимального использования всех возможностей, предоставляемых данным возрастным этапом.
В случае выявления нарушений или задержек в психическом развитии, необходимо выяснить причины, вызывающие их, затем возможно применение лечебной и психокоррекционнойработы с таким ребенком, что относится к компетенции психоневрологов и дефектологов.
Примерные ориентиры нормального развития ребенка
Те, кому доверено воспитание ребенка, должны знать, какие существуют поведенческие ориентиры при нормальном темпе психического развития малыша.
Спросите врача онлайнв чате либо по телефону