Психологический запор у ребенка дошкольника
Наталья Ивановна, добрый день!Сыну 2,5 года, зовут Миша. Ребенок активный, жизнерадостный. Воспитывается в полно семье, есть младший братик, 6 месяцев. 3 месяца назад Миша пошел в садик. Там он адаптируется нормально: ест, спит , играет с игрушками и детьми. Когда я его забираю, он всегда веселый, рад меня видеть, всегда с чем-то играет. Но есть моменты, которые меня тревожат. Первое, Миша бьется и в садике, и дома, и родителей, и брата, и детей. Бьется по-разным причинам: что-то запретили, не дали(по таким случаям папа попадается), он переизбытка эмоций(как-то раз я его забирала из садика и он на эмоциях ударил девочек, которые стояли рядом. Больше такого не было. Я подумала, что он просто приревновал меня к девочкам, потому что я в это время с ними разговаривала). Второе, с момента как пошел в садик, Миша стал просыпаться по ночам и кричать Хочу к маме(раньше такого не было). И вообще в последнее время стал заметно хотеть чтобы я его укладывала и ночью чтобы я его успокаивала. Раньше укладывать мог и папа тоже, сейчас не всегда. Третье, что еще усугубляет ситуацию, так это боязнь покакать. Как я приехала из роддома с младшим братиком и в первые дни мы не уследили за Мишей и у него случился запор он не какал три дня. После этого какает с трудом. Было время стало получше, но сейчас была температура высокая дважды, давали антибиотик и снова все вернулось еще и хуже. Сдерживается. Давали лактулозу, заклададывали облепиховые свечи, мазали Меколем, но толку не много.
Подскажите, пожалуйста, как корректировать агрессию и ночные крики, в чем может быть причина? Как помочь малышу преодолеть страх какать? Буду благодарна за ответ! Нормально ли это?
Ответы врачей
Нам важно знать ваше мнение. Оставьте отзыв о нашем сервисе
Психологический запор у ребенка.
Добрый день! Девочка 2г 5 мес - последние пару недель не хочет какать. Раньше какала в памперс под утро или после дневного сна в кроватке. На горшок ходит только писать. Вроде понимает, что хочет, садится на горшок и сразу вскакивает, в памперс также отказывается. пару раз пришло поставить микроклизму, боится и плачет и в процессе и потом, когда уже все выходит, видимо неприятно крутит живот. Возможно, ассоциации с этим процессом из- за неприятных ощущений плохие? Никогда никто не ругал, если сходит в штанишки, горшок не навязываем, не хочешь - не надо. Хочешь наденем памперс - нет. Если надеваем после переодевания, все равно не какает.
Теперь терпит до последнего, приходится опять делать клизму. Объясняли, что какать хорошо и все это делают, слушает, но результата нет
Даем мягкие слабительные средства (лактулоза), компоты и т. п., но все равно приходим к микроклизме.
Что еще можно сделать?
спасибо!
Анна, Страх дефекации у ребенка чаще всего может развиваться из- за болезненных ощущений. Возможно при очередной дефекации был плотный кал, что могло вызвать боль. Это могло спровоцировать отказ.
Вам нужно продолжать объяснять ребенку что "нужно какать, иначе будет болеть животик" и пр. При этом попытайтесь выяснить (если ребенок хорошо говорит), почему она боится какать, не больно ли ей.
Продолжайте давать продукты, смягчающие кал и улучшающие перистальтику кишечника (свежие овощи, фрукты, соки, чернослив, кисломолочные продукты, тыква и пр.).
Старайтесь высаживать ребенка на горшок для опрожнения примерно в одно и то же время (к примеру, после еды). Так ребенок будет какать осознанно, а не во время сна.
Анна, Скорее всего, данное состояние связано с твердыми каловыми массами, которые создают болезненные ощущения при дефекации. Чтобы не было твердого стула необходимо ребенку давать побольше воды (1,0 - 1,5л в сутки). Например, ребенок побегал - дайте пару глотков воды, т. е вы следите за режимом питья ребенка.
Давайте побольше клетчатки, салатов, йогуртов домашнего приготовления, кисло- молочные продукты, фрукты и т. д.
Вы должны следить за мягкостью стула.
Помогут массаж животика по часовой стрелке. Сажайте ребенка на горшок приблизительно в одно и то же время.
Анна, Для начала ребенка должен осмотреть очный врач, чтобы исключить патологию прямой кишки (трещины, полипы и т. д), прием лекарственных препаратов, которые могли привести к запору, эндокринную патологию.
Если проблема обнаружена не будет, тогда единственное лечение - это прием слабительных средств. Ребенок должен привыкнуть к мысли, что опорожнять кишечник - это не больно. Для этого доктор должен подобрать ребенку такую дозу слабительного, чтобы стул был мягкий. Во время лечения доза должна корректироваться, т. е. стул стал жидкий - доза уменьшается, стул стал плотным - увеличивается.
Длительность лечения будет зависеть от результатов осмотра, например, если запор лёгкий - то несколько дней, до появления устойчивого мягкого кала; если есть трещина - то до ее заживления; если ребенок пачкает калом трусики или врач при осмотре пропальпирует каловую пробку и определит хронические запоры - то тогда прием слабительных возможен от месяца до года (возможно даже понадобится комбинация препаратов). Это необходимо для того, чтобы перерастянутый отдел прямой кишки снова вернулся в свое нормальное состояние и девочка вовремя чувствовала, что пора опорожнять кишечник.
Параллельно с приемом слабительных очень важно наладить питание.
Необходимо потреблять в пищу достаточное количество продуктов, содержащих пищевые волокна, клетчатку (грубую часть продуктов, которая не переваривается и остается в кишечнике), кисломолочные продукты. Кроме того, очень важен питьевой режим. Ребенок должен достаточно пить, причем не соки или газировку, а обычную чистую воду.
Очень часто запоры у детей вызываются большим количеством сладкой пищи: сдобы, печенья, конфет и т. д.
Также необходима достаточная физическая нагрузка, ребенок должен проводить на улице летом не менее 3 часов, зимой - не менее часа, причем не в коляске/санках/на руках, а на своих ногах. Дома регулярно устраивайте физкультминутки и минидискотеки.
Кроме того, внимательно следите за признаками того, что девочка хочет в туалет. Как только заметите - предлагайте опорожнить кишечник. Нельзя допускать, чтобы ребенок "терпел" это приводит к уплотнению каловых масс и прерастяжению прямой кишки.
Создайте ребенку комфортную обстановку во время дефикации: можно купить новый, но самый обычный, горшок (так как со старым может ассоциироваться боль), приобрести специальную накладку на унитаз или даже, первое время, опорожнять кишечник в ванную или стоя, а затем на унитаз или горшок.
Наладить стул в некоторых случаях бывает сложно и долго, и от родителей потребуется масса внимания, терпения и такта по отношению к ребенку. Но, не зависимо от потраченного времени, при помощи вышеуказанных рекомендаций, проблема с обычными запорами решается в подавляющем большинстве случаев.
Психологический запор у ребенка.
Добрый день! Ребенку 3 года, ходим в детский сад. Недавно воспитатели не уследили и ребенок долго проходил обкаканным (в саду дочка стесняется проситься на горшок, терпит до последнего, потом ходит в штаны). После случая в саду на попе было очень сильное раздражение, было больно ходить в туалет. Сейчас все зажило, но у ребенка остался страх ходить в туалет по- большому. Вот уже 3 дня сдерживает позывы и ни в какую не хочет какать. Но это же вредно. Как помочь ребенку сходить в туалет? Можно ли слабительное или микроклизму "Микролакс"? Свечи глицериновые не помогают.
Анна, Да, конечно Вы можете сделать ребенку микроклизму. Возможно дать Дюфалак в возрастной дозировке. Лучше сделать это накануне выходного дня. Учитывая то, что стула нет несколько дней, возможно Вы получите ожидаемый эффект от обычного пюре из чернослива.
В дальнейшем рекомендовано дать ребенку курсом препарат для более комфортного периода адаптации. Это может быть Глицин по половине таблетки два раза в сутки в течение десяти дней.
Так же замечательно будет, если Вы сумеете приучить дочку к тому, чтобы она опрожняла кишечник утром до детского садика или в вечернее время по приходу домой.
Прежде всего, что касается задержки дефикации: ребенок слишком мал, чтобы четко объяснить, что происходит и почему он не может нормально испражняться. Но и родителям не нужно зацикливаться и постоянно спрашивать малыша ходил ли он в туалет или нет, так как малыш может решить, что если он скажет нет, то он расстроит родителей и чтобы их не огорчать, может умалчивать. Ваша задача помочь малышу с помощью сбалансированного питания и употребления в рационе тех продуктов, которые способны нормализовать флору кишечника и естественным путем решить проблему дефикации. Отсюда как следствие из-за возникающего дискомфорта, ребёнок и может проявлять агрессию по отношению к окружающим.
Чтобы научить малыша до 4 лет совладать с сильными эмоциями, родителям необходимо показать на примере кукол, животных, персонажей сказок, мультфильмов, других людей, как неприятно выглядит тот, кто злится и дерется, какие чувства и эмоции каждый из них испытывает. Чтобы научить ребенка распознавать эмоции и управлять ими, мы должны называть вслух его состояния и принимать их: «Я вижу, ты злишься! », «Ты грустишь? Я понимаю», «Мне тоже неприятно». Основной принцип в этом заключается, чтобы положительная эмоция увеличивалась, а негативная уменьшалась.
Если вы сами впали в раж, отругали ребенка или кого-то другого при нем, покажите, как вы переживаете и извинитесь.
Чем раньше вы объявите о своей ошибке, тем лучше. Дети быстро перенимают у родителей правила поведения в семье и обществе.
Переключить внимание ребенка в состоянии агрессии помогут несколько способов:
сильный сигнал, который озадачит малыша, — это может быть звонок будильника, звук радио, включенного на полную громкость, короткий крик; за столом можно постучать ложкой по чашке или по тарелке; неожиданное действие, на которое ребенок отреагирует однозначно — с интересом, прежде чем он сообразит, что это шутка, он успокоится. Смех также послужит позитивной разрядкой напряжения, с которым ребенок не может справиться сам.
Знание физиологии возбуждения помогает в воспитании: чтобы погасить один очаг возбуждения, нужно создать другой.
Расскажите ребёнку, как Вы совладаете с собой. Родители, признающиеся в небольших слабостях, становятся еще ближе детям.
Если в состоянии агрессии ребенок обидел кого-то или сломал игрушку, то последствия придется устранять — извиняться, чинить. Когда ребенок успокоится, стоит вернуться к тому, что произошло. Почему он так поступил? Чего достиг? Как себя чувствуют те, кто был рядом? Хотят ли другие дети дружить со злым ребенком? Как можно исправить ситуацию? Как можно предупредить повтор?
Так как ребёнок активный, запрещать и ругать его не нужно, так как такие малыши не любят подчиняться, могут затаить обиду или злобу.
Старайтесь своим примером показывать и развивать доброе отношение к себе и окружающим.
Что касается ночных истерик, то необходимо выявить причины подобного «ночного» поведения.
Конечно, можно смахнуть все на ночные кошмары (и отчасти так оно и есть), однако кошмары – не причина, а уже следствие.
Если ребенок (да и взрослый) получает сильный стресс или живет в состоянии стресса (т. е. постоянного нервного напряжения), то его бессознательное пытается отреагировать стресс в расслабленном состоянии, в т. ч. и в ночных кошмарах.
Ваша задача в этот момент не хватать ребёнка на руки и успокаивать, т. к. он всё ещё во сне и дезориентирован, а быть рядом и следить, чтобы он не ударился, не упал. Нужно спокойным голосом мамы, убеждающе говорить ребёнку, что она рядом, что Вы вместе, что всё хорошо. Наберитесь терпения, ребёнку нужно преодолеть этот кошмар. Малышам нужно ложиться спать в одно и то же время. Соблюдайте правило: все активности днем, вечером мы успокаиваемся.
Можно попробовать выбрать с ребёнком игрушку, которая будет с открытой пастью и возложить на неё ответственность защитника снов, чтобы ребёнок спал с ней. Эта психологическая уловка придаст спокойствия малышу и ребёнку вернётся здоровый, спокойный сон. В случае, если такое поведение малыша будет продолжаться на Ваш взгляд слишком часто, обратитесь к детскому психологу для диагностики и коррекции детских страхов.
Будьте терпимы и благоразумны.