Задержка речи и агрессия
Здравствуйте. У моей дочери в 3 года запаздывает развитие речи. Она ходит в садик и дерётся там с детьми. При малейшей проблеме бьёт себя по голове. Кричит так что мы - сами родители начинаем сильно нервничать. Бывают нормальные периоды, которые связаны, как мне кажется, с усилением внимания. Что нужно делать и может ли помочь заведение домашних животных?
Спросите врача онлайнв чате либо по телефону
Ответы врачей
Консультация врача на форуме предоставляется практикующими экспертами. Медицинское образование проверено администрацией. Сервис несёт моральную и юридическую ответственность. Консультация дается в справочных целях, по итогам консультации, обратитесь к врачу очно, в том числе для выявления возможных противопоказаний. По возможности, будьте готовы ответить на дополнительные вопросы, в противном случае консультация будет дана на основе указанной информации и иметь предположительный характер. Не занимайтесь самолечением, консультация врача онлайн не заменяет очный осмотр.
Оставьте отзыв о нашем сервисе
Нам важно знать ваше мнение. Оставьте отзыв о нашем сервисе
Здравствуйте, Алексей
Задержка речевого развития у детей (ЗРР) – сложное заболевание, при котором развитие речи значительно отстает от принятых возрастных норм. Несмотря на то, что каждый малыш индивидуален, к 3-4 годам он должен внятно и связно говорить. ЗРР отмечается в том случае, когда интеллектуальное развитие ребенка соответствует его возрасту, а речь значительно отстает. Это заболевание эффективно лечат у детей до 7 лет.
В три года ребенок может составлять небольшой рассказ из нескольких предложений, правильно употреблять все части речи (слова ребенка должны быть понятны посторонним людям), его словарный запас увеличивается до 1000 слов.
К специалисту следует обращаться, если к 3-4 годам ребенок непонятно даже для родителей произносит слова, не понимает взрослой речи, говорит слишком быстро или медленно, часто употребляет фразы из мультфильмов, не способен составить предложение из 3 слов. Если наряду с этими признаками присутствует повышенное слюноотделение, трудности с жеванием и глотанием, необходимо немедленно посетить врача. Возможно, что агрессивность Вашего малыша связана с тем, что он не в состоянии объясниться с окружающими, выразить свои потребности, поделиться эмоциями со сверстниками и бОльшей частью взрослых.
Все причины задержки речевого развития ребенка и повышенной агрессивности специалисты делят на 2 группы. К физиологическим факторам относятся те, которые связаны со здоровьем малыша. К социальным относятся те причины, которые зависят от окружения малыша, особенностей его воспитания.
Наиболее часто встречающиеся социальные факторы:
недостаточное внимание, уделяемое ребенку, когда ему не с кем разговаривать; невнятная речь родителей и окружающих людей;
чрезмерная опека родителей, ведущая к лишению мотивации говорить;
частые эмоциональные стрессы;
постоянная работа телевизора, наличие посторонних звуков, окружающих ребенка;
Если не начать необходимое лечение задержки речевого развития самое позднее в 7 лет, ребенок будет заметно отставать от сверстников в школьном возрасте. Такому малышу придется посещать только специализированную школу. Родителям будет необходимо всегда наблюдать за состоянием ребенка. Повышение умственной или физической нагрузки, заболевания (даже легкие), прививки могут привести к ухудшению его самочувствия и вызвать нарушение сна, головную боль, носовое кровотечение, истерику, снижение памяти, агрессию. С 3- летними детьми работают дефектологи, психологи, невропатологи, психиатры, корректологи. При наличии у ребенка врожденного неврологического заболевания невропатолог может начать его лечение уже в годовалом возрасте. С детьми 3-4 лет уже могут работать все специалисты, занимающиеся развитием речи. Существует несколько методов лечения ЗРР.
Медикаментозный способ заключается в принятии ребенком определенных лекарств. Все препараты назначаются детским невропатологом после тщательного обследования. Такие лекарства активизируют деятельность речевых зон и «подпитывают» нейроны головного мозга. Ни в коем случае нельзя самостоятельно давать ребенку те или иные препараты, их должен назначать только врач.
Физиотерапия включает в себя магнитотерапию и электрорефлексотерапию. Эти процедуры позволяют восстанавливать функционирование определенных зон головного мозга, которые отвечают за словарный запас, умственные способности, дикцию. Их можно применять с 2 лет. Противопоказаниями являются эпилепсия, судорожный синдром, психические расстройства.
Лекарственная терапия и физиотерапия обязательно должны сопровождаться работой педагога- корректолога, иначе они окажутся малоэффективными. Специалисты работают с детьми от 3 лет и помогают исправлять дефекты развития, предупреждают возможное возникновение речевого торможения, учат справляться с трудностями в процессе лечения. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план лечебных занятий в форме игры.
Лечение будет более успешным, если специалистам будут помогать родители. Ребенок проводит с ними большую часть времени, поэтому регулярные занятия с мамой и папой дадут огромный положительный эффект. Чтобы определить, какую работу родителям необходимо ежедневно проводить с ребенком, следует проконсультироваться со специалистом. Хорошие результаты приносят следующие упражнения. Пальчиковые игры. Развитие ручной моторики улучшает и функционирование артикуляционного аппарата. С 2-3 лет ребенку полезно собирать пазлы, конструктор, играть с кубиками, мозаикой, шнуровкой, вкладышами, лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на леску.
Подвижные игры. Для развития речи полезны игры, направленные на умение ориентироваться в пространстве, ловко двигаться, изменять скорость и направление движения. Хорошо, если все действия ребенка будут сопровождаться словами.
Музыкальные игры. Они отлично развивают внимание, учат сосредотачиваться, улавливать изменение тембра, ритма. Можно угадывать голоса животных, различные музыкальные инструменты, с детьми постарше – названия мелодий.
Развитие зрительного внимания. Для улучшения речи незаменимы игры с разноцветными предметами, геометрическими фигурами, специальными карточками. Массаж. Он необходим в том случае, если ЗРР вызвана отклонениями в психофизическом развитии ребенка. Профессиональный массаж лучше доверить специалисту, а общеукрепляющие движения под силу делать и родителям.
Чтобы усилить эффект, при общении с ребенком соблюдайте несложные правила:
не говорите при малыше о его проблеме, не стесняйтесь его речи;
вызывайте у крохи желание подражать взрослому в речи, эмоциях;
озвучивайте все действия, которые вы или ребенок совершаете, не бойтесь повторений одних и тех же слов; используйте простые предложения (из 3-4 слов), когда общаетесь с крохой;
читайте малышу доступные для его понимания сказки, стихотворения;
ограничьте или вовсе исключите просмотр телевизора;
пойте с малышом песни ежедневно хотя бы по 5 минут;
развивайте дыхательную систему малыша: учите его играть на дудочке, губной гармошке, выдувать мыльные пузыри;
не принуждайте кроху к занятиям, делайте это в форме игры;
массируйте детские ручки и пальчики специальным массажером, для этого можно использовать еловые или сосновые шишки;
если ребенок устал, отложите занятия на более благоприятное для него время;
всегда поощряйте улучшение речевого развития малыша.
Самые «продвинутые» методы лечения могут быть малоэффективными, если ребенок развивается в неблагоприятной среде. Для стимуляции его речевого развития необходимы дополнительные методы, например дельфинотерапия, иппотерапия. Эффект лечения может усилить даже общение ребенка с ДОМАШНИМ ЖИВОТНЫМ. Главное – помнить: чем раньше будет начата коррекция речи, тем быстрее и проще будет достигнут результат.
Проявляйте любовь и терпение. Сейчас Ваш малыш- плодовитая почва, абсолютно ВСЁ что Вы в него вложите даст свои плоды, вопрос лишь во времени.
Будьте здоровы. Успехов Вам.