Усыновление ребенка: психология детей и родителей

Усыновление ребенка: психология детей и родителей
К сожалению, в наше время все чаще и чаще счастливая семейная жизнь двух людей омрачается известием о том, что один из супругов страдает бесплодием. В связи с этим большое количество супругов желает усыновить приемного ребенка. Но, в нашей стране обстановка с процессом усыновления такова, что и детей в детских домах огромное множество, и очереди из желающих невероятной длины. Происходит это из-за того, что не все дети из детских домов могут быть усыновлены.
Спросите врача онлайн

Гарантированный ответ в течение часа

У многих из них есть родные матери, которые или же предпочитают воспитывать своих детей в стенах детского дома, или отдают туда своих малышей, чтобы в ближайшее время забрать обратно к себе. Также бывает, что многие матери не забирают детей к себе, но и не позволяют ему поселиться в новой семье. Но этот вопрос можно разрешить юридически.

Другая категория детей имеет различные врожденные пороки. Лишь часть этих малышей спустя некоторое время будет переведена в число тех, кого можно будет усыновить.

Усыновление больного ребенка влечет за собой другие проблемы. Конечно же, никто не будет спорить с тем, что дома с родителями малышу будет гораздо лучше, чем в доме ребенка. Но с другой стороны, не все родители смогут обеспечить больному малышу все необходимые для него условия. Ещё плачевнее ситуация, когда приемные родители отказываются от ребенка, когда у него обнаруживается хроническое заболевание. Чтобы избежать этого медики стараются вывести малыша из этого болезненного состояния ещё до процедуры усыновления. Но у этой подстраховки весьма высокая цена – у ребенка может быть задержка психического развития.

В младенческом возрасте узнать будущее о здоровье ребенка крайне затруднительно. Поэтому большинство семейных пар побаиваются усыновлять младенцев. Однако в этот момент мало кто задумывается о том, что их собственные дети могут родиться на свет с теми или иными физическими недостатками. Такие случаи приводят как раз к тому, что многие родители и отдают детей в детские дома.

В силу других причин родители хотят усыновить ребенка именно в младенческом возрасте. В этот период задержки в его развитии не столь заметны. Родители должны полностью отдавать себе отчет в том, как сильно отличается воспитание ребенка в семейной атмосфере и в стенах детского дома. Незаменимой помощью для новоиспеченных родителей будет консультация у опытного специалиста. Нужно будет представить себе все пути дальнейшей коррекции возможного отставания у ребенка. Сейчас же мы коснемся лишь общих рекомендаций.

Когда приемные родители берут к себе на воспитание младенца на их плечи ложатся все те задачи, которые были бы у его родной матери с самых первых дней его жизни. Одни из главных задач в этот период - это правильный физический уход за младенцем и его подготовка к общению.

Если супруги усыновляют ребенка в возрасте до шести месяцев, то их первейшая цель- это развитие "комплекса оживления" у ребенка.

«Комплекс оживления» может быть слабо выражен. Т.е. вокализация, улыбки ребенка, его сосредоточение и двигательное оживление недостаточно длительны и интенсивны. Кроме того, время от обращения взрослого к ребенку до момента появления «комплекса оживления» может быть весьма долгим. И, в-третьих, «комплекс оживления» может выступать всего лишь как реакция на какое-то воздействие, а не как инициативность самого ребенка. В три месяца инициатива должна быть ярко выраженной. Несколько ранее для «комплекса оживления» допускается реактивный характер.

Возможно и такое, что выраженность «комплекса оживления» может быть очень слабой. Даже до полного отсутствия при предъявлении маленькому ребенку игрушек. При общении со взрослыми людьми или при восприятии объектов «комплекс оживления» может быть неполным по своему составу. Может отсутствовать двигательное оживление или отсутствие вокализации.

К сожалению, невозможно дать более полные и четкие критерии. Но, имея вышеперечисленные данные, Вы сами сможете сделать выводы о состоянии своего ребенка. Не пугайтесь, если Ваш ребенок все-таки отстает. Он сможет успешно наверстать все упущенное при достаточно интенсивном общении.

Как можно чаще общайтесь со своим ребенком, подарите ему всю свою заботу, любовь и ласку. Поддерживайте его радостное состояние. При любом общении с ним сопровождайте все свои действия ласковой речью. В последствии Вы сами будете вознаграждены. При Вашем появлении он радостно залепечет и потянется к Вам. Если при протягивании ему игрушки, он проявит свой бурный «комплекс оживления», то это значит, что с ним все в порядке.

Основное время общения с ребенком он должен находиться в позе «под грудью». Производите его кормление только на руках. Когда он бодрствует в своей кроватке, не прекращайте общение с ним и в это время. С самых первых дней жизни ребенка очень важно наладить с ним аффективно-личностную связь. Основной контакт с матерью налаживается именно в первые шесть месяцев жизни младенца.

Если так получилось, что Вы усыновили ребенка уже второго полугодия жизни, то учтите, что столь важное время его жизни прошло без Вашего присутствия. И в этом случае Вашей основной задачей будет установление аффективно-личностных связей.

Вам нужно будет выяснить – как именно складывалось его общение в первые месяцы. Чаще всего дети, которые воспитывались в детском доме, имеют задержки в своём эмоциональном развитии. В этом случае с ребенком второго полугодия следует общаться как с ребенком первого полугодия. А затем постепенно переводить малыша на следующий этап – этап ситуативно-делового общения.

Для этих целей наиболее подойдут всем известные игры – «Сорока», «Баран-баран», «Коза», «Ладушки», «Куку», «Прыг-скок». Не смущайтесь, если Вы заметите, что ребенок не проявляет никакого интереса к игре. Не насилуйте его. Чередуйте игры. Спустя какое-то время Вы увидите, какая именно из игр полюбится ему больше остальных.

Возможно, что ребенок на момент усыновления уже успел перейти на этап ситуативно-делового общения. В этом случае он может побаиваться Вас и уклоняться от Вашей ласки. Попробуйте привлечь его интерес к себе с помощью различных игрушек. Обратите его внимание на себя, покатав машинку. Стройте башенки, пирамидки, складывайте кубики, разбирайте матрешек. Затем предложите ему заняться тем же.

Если ребенок, начав играть, не захочет вернуть Вам эту игрушку – то не заставляйте его это делать. Не торопите его, дайте ему вдоволь наиграться. Когда игрушка ему надоест, то предложите ему что-нибудь другое. Покажите ему, как именно следует ею играть. Он посмотрит на Ваши действия, а затем повторит их сам. Это поможет Вам двоим наладить контакт друг с другом. Ребенок, запомнив все действия и манипуляции с игрушками, в следующий раз сам охотно повторит игру.

Для того чтобы ребенок мог наладить контакт и с другими членами Вашей семьи, используйте такую же методику. Малыш может испугаться тех людей, которых он раньше никогда не видел. Предупредите их заранее, чтобы они подходили к нему спокойно, без лишнего шума и ласки. Пусть новые знакомые Вашего малыша подойдут к нему с уже хорошо известной ему игрушкой. Пусть продемонстрируют ему её. Возможно, что он захочет поиграть с ней. Пусть они вложат ему игрушку в ручки. Некоторые дети с большим удовольствием сидят на руках у взрослых. Если и Ваш ребенок отличается этим, то предоставьте ему эту возможность.

Дети нуждаются в ласке, но незнакомым людям не стоит навязывать её ребенку. Возможно, что они не сразу пойдут на контакт. Следует проявлять чуткость. Вначале дайте привыкнуть ребенку к новым людям. Постепенно он начнет узнавать их, затем доверять им, а потом уже придет привязанность.

Если в Вашей семье появился ребенок, которому уже около одного года, то вполне вероятно, что он уже хорошо умеет манипулировать игрушками, но при этом абсолютно не умеет общаться и сотрудничать со взрослыми. Для него игра – это игра, а общение с кем-либо – это всего лишь общение. Во время игры все его внимание направленно на игрушку, он не замечает похвал и порицаний. Он абсолютно не стремится подражать взрослым. Это свидетельствует о задержках в развитии. Кроме этого, Вас должно насторожить то, что игры и общение сопровождается малым количеством лепета. В этой ситуации следует установить контакт с малышом. Начинайте привлекать его внимание новыми игрушками. Когда Вы заинтересуете его. Подключите эмоциональное общение. Но только в случае того, если ребенок охотно принимает их. Опять же - ничего не нужно навязывать.

Если Ваш ребенок хорошо себя ведет и делает все правильно, то обязательно хвалите его. В том случае, если он заслужил порицание, то, выговаривая ему за это, покажите - как правильно вести себя в той или иной ситуации.

Общаясь с ним, побуждайте ребенка произносить за Вами самые простые слова. В том случае, если у него ничего не получается, то не стоит тут же начинать ругать его – наберитесь терпения. Больше играйте с ним, показывайте картинки, читайте книжки, пойте ему песенки. Переживайте все его эмоции вместе с ним – смейтесь и огорчайтесь, радуйтесь и расстраивайтесь. Всеми своими действиями покажите своё участие. Все это поможет ему успешно догнать своих сверстников в развитии. 


Добавить комментарий
Имя:
Email:
Комментарии