Арттерапия. Арттерапевтические техники. Методы арттерапии

Арттерапия. Арттерапевтические техники. Методы арттерапии
В связи с увеличившимся интересом к закономер­ностям формирования личности ребенка со стороны родителей, повысился и интерес к различным развивающим педагогическим и психологическим методикам, которые можно применить дома. К этим методикам относится, в частности, арттерапия.
Спросите врача онлайн

Гарантированный ответ в течение часа

Что такое арттерапия, и какие ее виды существуют?

Арттерапия – это воздействие средствами искусства на ребенка.

Арт терапевтические методы

Выделяют различные ее виды в зависимости от средства воздействия:

  1. музыка — это музыкотерапия;
  2. литература, книга — это библиотерапия;
  3. театр, образ — это имаготерапия;
  4. изобразительное искусство — это изотерапия;
  5. танец, движение — это кинезитерапия.
Давайте теперь более подробно рассмотрим каждый вид арттерапии более подробно.

Музыкотерапия

Применение арттерапевтических техник

Это использование музыки в занятиях с ребенком любом виде. Вы можете прослушивать записи, играть на элементарных музыкальных инструментах, петь и так далее – все это принесет неоценимый вклад в развитие психики вашего малыша.

При использовании музыкотерапии происходит:

  1. эмоциональная активизация ребенка – он получает заряд положительных эмоций;
  2. ребенок развивает навыки и способности к общению в совместной деятельности с родителями или друзьями;
  3. происходит регуляция эмоционального фона, настроения и самочувствия ребенка;
  4. формирование чувства прекрасного.
Какие формы музыкотерапии существуют?
 
Музыкотерапия может быть активной, когда дети активно выражают себя в музыке, и пассивной, когда малышам  предлагают только прослушать музыку.

Активная музыкотерапияпредполагает активное включение малыша в музыкотерапевтический процесс посредством пения или вокалотерапии,движения или кинезитерапия —танцетерапия, а так же игры на музыкальных инструментах - инструментальная музыкотерапия.

Имаготерапия

Занимает не последнее место среди различных видов арттерапии. Её основой является театрализация. Ребенок может исполнять роль самостоятельно или при помощи различных игрушек.

Применяя имаготерапию в воспитании своего ребенка вы сможете:

  1. укрепить и обогатить эмоциональную сферу вашего малыша;
  2. разовьете способность общаться;
  3. развить способности максимально адекватно реагировать на возникно¬вение в жизни неблагоприятных ситуаций, способность исполнять роль, соответствующую течению событий;
  4. развить в ребенке творческий потенциал;
  5. развить волевые качества.

Библиотерапия

В основе библиотерапии лежит использование специально литературного материала с целью решения различных личностных проблем ребенка.  

Материалом для чтения могут быть произведения абсалютно различных литературных жанров: проза (рассказы, повести, романы, сказки и т. д.), поэзия (стихи, поэмы).

В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии — сказкотерапия,в основе ее лежат сказки с различным смыслом.

С помощью сказкотерапии можно оказать помощь детям с различными психологическими проблемами (агрессивным, пассивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств).

Сказка позволяет детям раздвигать рамки их обычной жизни, переживать сложные явления и чувств, в доступной форме постигать эмоциональный мир чувств и переживаний.

Изотерапия

Подробнее остановимся на одном изнаиболеераспространенных видов арт-терапии.В данном случае воздействие на развитие ребёнка осуществляется посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Проведение рисуночной терапии с детьми может осуществляется психологом на занятиях, педагогом или  самим родителем.

Выделяют несколько типов заданий, которые можно использовать в практике проведения рисуночной терапии:

  1. Предметно-тематический тип — основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми. Темы рисования могут быть свободными или заданными — «Моя семья», «Мое любимое занятие», «Я дома», «Кем я стану» и др.
  2. Образно-символический тип — в основе которого рисование, связанное с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий «Добро», «Зло», «Счастье», в виде образов, созданных воображением ребёнка, а также изображением эмоциональных состояний и чувств — «Радость», «Гнев», «Удивление».
  3. Упражнения на развитие восприятия, воображения и символической функции — задания, основанные на принципе проекции, — «Волшебные пятна», а также воспроизведение в изображении целостного объекта и его осмысление — «Рисование по точкам».
  4. Игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками, сангиной и т. д.), изучение их физических свойств и экспрессивных возможностей — «Рисование пальцами», экспериментирование с цветом, пластилином, тестом (создание простейших форм и их
  5. Задания на совместную деятельность — могут включать задания всех четырёх указанных выше видов, коллективное рисование, на-правленное на коррекцию проблем общения со сверстниками, улучшение детско-родительских отношений.
Рисование— это творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, сво­бодно выражать мечты и надежды. Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болез­ненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Арттерапия предполагает использование различных приёмов и техник в изобразительной деятельности с детьми, поэтому рисуночные сессии с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их ис­пользования. Ребёнок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.

Условия успешного проведения изотерапии

Перечислим условия подбора техник и приёмов создания изображений, от которых зависит успешность арттерапевтического процесса с детьми:

Условие 1. Техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

Ребёнок не должен испытывать затруднения при создании изоб­ражения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе ра­боты должны быть интересны, оригинальны, приятны ребёнку.

Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

Условие 3. Изобразительные техники и приёмы должны быть нетрадиционными.

Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют дея­тельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребёнком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше сво­боды самовыражения, а значит, неосознанной информации.

Приемы изотерапии

К изотерапевтическим техникам и приёмам относятся:

Марания

В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, гряз­нить».
Данный приём нетрадиционного рисования эффективен в работе по коррекции агрессивности и гиперактивности у детей.

Определение «марание» выбрано в связи с не­структурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочета­нием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмич­ности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении мно­жества слоёв и смешивании цветов.

Марания по внешнему виду порой выглядят как деструктивные действия с красками, мелками. Однако игровая оболочка оттягивает  внимание от не принимаемых в обычной жизни поступков, позволяет ребёнку без опасений удовлетворить деструктивные влечения.

Монотипия

«Излечивает гнев и заполняет время» (О.А. Никологорская и Л.И. Маркус).
Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» — «один», так как отпечаток в этой технике получается только один.

Традиционная техника печатного художественного изображения в арт-работе с дошкольниками может быть модифицирована:

  1. на одном и том же листе можно делать несколько оттисков;
  2. «кляксография» — это тоже вариант монотипии. Лист сгибается пополам и сно¬ва раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изобра¬жения).
Рисование пальцами, ладошками

Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особен­ные тактильные ощущения, которые испытывает ребёнок, когда опускает палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешивает краску в ба­ночке, подцепляет некоторое количество, переносит на бумагу и оставляет первый мазок.

Ценность рисования пальцами и ладонями  заключается в свободе от двигательных ограничений; от культурного влияния; от социального давления.

Рисование пальцами, ладонями — это разрешённая игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в соци­ально приемлемой форме. Ребёнок, незаметно для себя, может ос­мелиться на действия, которых обычно не совершает, так как опаса­ется, не желает или не считает возможным нарушать правила.

Далеко не все дети по собственной инициативе переходят на ри­сование пальцами. Некоторые, заинтересовавшись и попробовав этот способ, возвращаются к кисти или губке, как к более привыч­ным средствам изображения. Некоторым ребятам сложно присту­пить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими со­циальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «ма­леньких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержан­ности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Рисование по - мокрому листу

Данная техника способствует снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, а также используется в работе с гиперактивными детьми.

Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами

Сухие листья приносят де­тям много радости, они натуральны, приятно пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь.

С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносит­ся рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изоб­ражения на тонированной и фактурной бумаге.

Также можно создавать изображения с помощью мелких сыпу­чих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопь­ев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д. В частности, если в кабинете психолога есть песочница, бывают случаи инициа­тивного использования песка.

Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, спо­собствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Рисование предметами окружающего пространства

Рисование мятой бумагой, кубиками, губками, зубными щетками, ватными палочками, нит­ками, коктейльными соломинками, ластиками, спичечными коробками, свечой, пробками. Детс­кая инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вре­дительством в чистом виде, не ущемляет права других детей. При­влечение окружающих предметов по инициативе ребёнка служит для психолога знаком вовлечённости в творческую деятельность, возрастания самооценки, появле­ния сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.

Техника каракулей

Вариант - рисунок по кругу: техника каракулей всегда была ценной методикой психотерапии. Полученные рисунки никого не оставляют равнодушными. Эту тех­нику можно использовать в работе с гиперактивны­ми детьми  как инструмент развития ценных соци­альных качеств (терпения, внимательности и др.), а также для повы­шения самооценки.

Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тон­ких линий на поверхность бумаги.

Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неуме­лыми либо, наоборот, вычерченными и точными. Из отдельных кара­кулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет вабстрак­тной манере.

Каракули помогаютрасшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение.

Техника «Волшебный клубок»

Для работы потребуются клубки ниток разного цвета, лист ватмана или кусок обоев. Помимо того, что данная техника развивает воображение и фантазию, она хороша ещё и тем, что идеально подходит для робких, застенчивых детей, боящихся рисовать и играть. Это своеобразная альтернатива рисованию, где не бывает «хорошей» или «плохой» работы. Технику можно смело использовать для гиперактивных, импульсивных, агрессивных детей. Работать можно как индивидуально, так и в паре.

Использование детьми приёмов и техник создания изображений выступает у них как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как спо­соб моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных, а также  выступает средством  для  снижения психоэмоционального напряжения, агрессивности, гиперактивности, тревожности у детей.
 
Психокоррекционные занятия с использованием арт-терапевтических техник и приёмов изображения не утомляют дошкольников, у них сохра­няется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Применение нетрадиционных техник в воспитательном процессе родителям и педагогам позволяет осуществ­лять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес.

Итак, исполь­зование арт-терапевтических методов и приёмов в в воспитательном процессе с дошкольниками затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональ­ное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегча­ет интеграцию в общество. Это является ис­ключительно важным для всех детей.

Лилия 1

Может арттерапия помочь ребенку приобрести уверенность в себе, стать более смелее в общении с детьми и с посторонними взрослыми. Мой ребенок очень стеснительный. Он не может отстоять свое мнение в садике, другие детки этим пользуются и могут иногда обидеть моего ребенка. Какие методики арттерапии лучше подойдут в нашем случае?

 06 марта 16:40 Ответить

В Вашем случае можно использовать: рисование (нетрадиционные техники, например, "пальчиковые" краски), лепка (делайте акцент на отщипывание, отрывание), музыкотерапия (ритмичные мелодии, можно маршировать под них), библиотерапия (игра "Что-то я тебя плохо слышу", где ребенку дается возможность досказать стихотворение, сказку. Говорить нужно громко, эмоционально.Развивает самоуважение и уверенность), пальчиковые игры, а также имаготерапия (ребенок берет на себя роли сильных и храбрых персонажей).

 16 марта 15:13 Ответить
Римма 0

Интересные методы описаны в статье, я и не знала, что обычное прослушивание музыки развивает психику ребенка. С какого возраста можно применять арттерапевтические методы и приемы в воспитании ребенка чтобы правильно его развивать? Какой метод подойдет ребенку в год и 8 месяцев?

 06 марта 16:41 Ответить

Применять различные арттерапевтические методы можно с самого раннего возраста. В 1г8м для ребенка доступны музыкотерапия (классическая, лучше Моцарт, Вивальди, Вагнер и пр. композиторов, а вот Баха и органную музыку лучше исключить), библиотерапия, изобразительная деятельность (рисование и лепка) также Вам доступны по возрасту. Только такие занятия нельзя делать скучными, они должны быть яркими, эмоциональными, содержать игровые ситуации.

 16 марта 16:06 Ответить
Ольга 0

Я преподаватель музыки в школе и дет.саду, с дошкольниками работаю уже 21 год -использую различные приемы, описанные здесь по изо, а на муз.занятиях использовала только только детскую музыку. Ушла на 2 года, чтобы восстановиться от большой нагрузки, решила временно пойти няней. Мама ей купила "детскую" классическую музыку, но когда я принесла настоящую мукзыку ВивальдИ -ей очень понравилось.Но больше всего я была удивлена, что девочке ОЧЕНЬ нравится Бах, а ОСОБЕННО органные произведения -на день рождения подарила диск с классической музыкой и карточки Глена Домана(она очень хотела увидеть орган) -подарок вызвал восторг!!! Не думаю, что стоит исключать Баха и органную музыку -так же , как и у взрослых, у них есть свои пристрастия и любимые композиторы.

 21 января 18:29 Ответить

Это конечно хорошо, но не будет ли от музыкотерапии нарушение психики у моего сына. Может стоит подобрать хорошую методику для него? Ведь такая методика может стать ему очень пугливой либо будет его беспокоить все время, при проведении таких действий? И следует заметить что для детей все равно такое будет полезным.

 06 марта 16:46 Ответить

Какую конкретно методику Вы имеете в виду? Если это музыкотерапия, то безусловно, музыка должна быть хорошо подобрана. Выше написано, какой музыке лучше отдать предпочтение. С утра лучше включать быструю, ритмичную музыку, а вечером, успокаивающую, спокойную. Остальные виды арттерапии должны реализовываться только лишь при непосредственной заинтересованности ребенка.

 16 марта 16:10 Ответить
Ирина 0

Арттерапия - очень интересное направление. Скажите, пожалуйста, какие арттерапевтические техники можно осваивать с годовалым ребенком,с чего лучше начать? И какие методы арттерапии применять с трех-летним ребенком для более быстрого освоения в детском саду?

 06 марта 16:49 Ответить

С годовалым ребенком могут быть использованы изотерапия (рисование, лепка), музыкотерапия, пальчиковые игры,элементы имаготерапии. Пробуйте все представленные техники, что заинтересует ребенка, значит, это и проводите. Не забывайте, что необходимо обязательно обыгрывать деятельность и или ее результаты (например, поделки), т.к. на протяжении всего дошкольного детства игровая деятельность - ведущая для детей.С 3-летним ребенком для быстрой и успешной адаптации в детском саду используйте различные методы, которые насыщены информацией о детском саде (обыгрывайте ситуации, читайте книги, рисуйте д/с, детей, воспитателей и пр.).

 16 марта 16:16 Ответить
Наталья 0

Довольно интересная информация.Но хотелось бы узнать, как влияет арттерапия на детей с синдромом Дауна? С каких арттерапевтической техники можно начать заниматься с ребенком в возрасте 2-3 года с таким синдромом?

 06 марта 16:49 Ответить

Развивающий потенциал арттерапевтических методик очень. С детьми с ограниченными возможностями здоровья применяются различные виды арттерапий. Для детей возраста 2-3 лет доступны все представленные арттерапии, только в некоторых случаях необходима адаптация к уровню психического развития ребенка (уровень развитие интеллекта, двигательных навыков и пр.)

 16 марта 16:33 Ответить
Наташа 0

Это оказывается, очень интересно.У моей подруги сыну скоро 5 лет и воспитатель сказала, что у него плохо развита мелкая моторика, порекомендовала заняться арттерапией. Посоветуйте с какой арттерапевтические техники лучше начать и чему больше уделить внимание.

 06 марта 17:09 Ответить

Для развития мелкой моторики отлично подходит изотерапия, а особенно лепка.В процессе лепки, помимо развития мелкой моторики, развивается речь, т.к. многочисленные исследования психолингвистов детской речи указывают на непосредственную связь развития мелкой моторики с речью.

 16 марта 16:36 Ответить
Вероника Черника 0

Прочла вашу заметку, и меня заинтересовала арттерапия. В глобальной паутине интернета не достаточно информации про арттерапевтические техники и методы арттерапии. Таким образом, мне хотелось бы задать вам несколько вопросов и поподробнее узнать, как они влияют на психику и психологию развития малыша? Будет ли мальчик, как ему подобает, мужественным, либо, наоборот, после этого он станет слишком женственным? Сможет ли постоять за себя?

 06 марта 17:11 Ответить

Использование различных видов арттерапии стимулирует развитие всех психических процессов ребенка (восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, речь). При необходимости можно использовать арттерапию в психокоррекции. Специально разработанная программа позволит подкорректировать не только развитие психических процессов, но и скорректировать нежелательные личностные качества (неуверенность, страхи, эгоизм, конфликтность, агрессия и пр.).

 16 марта 16:40 Ответить
Лена 0

Впервые слово арттерапия я услышала в одном учреждении, в которое мы до года с малышкой ходили заниматься, узнав подробнее о ее методах я начала использовать их дома, что дало очень положительные результаты и отобразилось на раннем развитии моего ребенка.

 06 марта 17:22 Ответить
Милана 0

Арттерапия поможет ребенку в развитии. У меня сыночек очень любит слушать музыку нам сейчас год и восемь, но я всегда переживала, когда он сует в ушки наушники и слушает музыку, я переживаю не навредит ли она слуховому аппарату. Меня интересует с какого возраста арттерапией заниматься с ребенком и по времени?

 06 марта 17:27 Ответить

Детям не рекомендуется слушать музыку (смотреть мультфильмы) в наушниках, т.к. такой звук (особенно, если он громкий)может снизить остроту слуха ребенка. Музыкотерапией можно заниматься с самого раннего возраста (с рождения), а по мере взросления ребенка можно вводить доступные и интересные ему техники (например,в год- рисование и лепка, особенно интересно для малышей рисование пальчиками). Заниматься с детьми лучше в первой половине дня, для детей до 3 лет занятия должны длиться не более 15 минут, 4 лет - 20, 5 лет - 25, 6 лет - 30 минут. Но если деятельность увлекла ребенка, то дайте ему завершить ее.

 16 марта 16:54 Ответить
Ольга 0

Прочитала статью и поняла, что неосознанно использую методы арттерапии в процессе игры с ребенком. Теперь буду более целенаправленно и правильно заниматься этим направленим. Стало интересно, есть ли научные медицинские исследования посвященные арттерапии?

 06 марта 18:15 Ответить

Безусловно, существует медицинское обоснование применения арттерапии, подтвержденное объективными методами. На данный момент арттерапия активно используется в реабилитации и лечении людей. Воздействие искусства и творчества на психологическое состояние человека неоспоримо. При этом на физиологические процессы самого организма различные арттерапевтические методы также оказывают влияние, например, существуют экспериментальные данные, свидетельствующие о влиянии музыки на работу сердечно-сосудистой системы.

 16 марта 17:01 Ответить
Карина 0

Статья полезна, спасибо. Тут много методик подходит для гиперактивных детей, а что насчет детей с ЗПР? Особенно интересует развитие памяти, внимания. Есть в арт- терапии методики для этого? Не подскажете, что можно использовать?

 06 марта 14:09 Ответить

Добавить комментарий
Имя:
Email:
Комментарии