Причем данное нарушение носит стойкий, необратимый, непрогрессирующий характер и ведет к большим трудностям в социальной адаптации ребенка.
Что такое – «умственная отсталость»?
Умственной отсталостью считается стойкое необратимое нарушение психического и интеллектуального развития, которое связано с органически обусловленным недоразвитием или ранним (до трех лет) повреждением головного мозга ребенка.
Признаки умственной отсталости:
- Органическая обусловленность нарушений психического развития
- стойкость нарушений, их необратимость к норме
- нарушение преимущественно познавательной сферы ребенка.
В настоящее время выделяется несколько групп факторов, которые могут привести к умственной отсталости ребенка, но все они связаны с тем, что происходит поражение мозга на ранних этапах развития малыша.
Приведем основные факторы, которые могут привести к умственной отсталости:
- Заболевания матери в период беременности
- сильные токсикозы, особенно в последние три месяца беременности
- интоксикация организма матери, которую могут вызывать отравления различными веществами
- существующие нарушения обмена веществ матери
- иммунно-патологические состояния (ВИЧ, СПИД и так далее)
- узкий таз роженицы
- стремительные роды
- затяжные роды
- обвитие пуповиной
- неправильное предлежание плода (например, тазовое)
- химические вещества, которые воздействуют на женщину во время беременности
- радиоактивное излучение
- токсоплазмоз
- перенесенная краснуха женщиной во время беременности
- внутриутробные инфекции (герпес, ЦМВ и т.д.)
- резус-несовместимость крови матери и плода
- наследственные генетические поражения
- алкоголизм
- наркомания
- табакокурение
- внутриродовая черепная травма
- заболевания, перенесенные в раннем возрасте (до трех лет)
- инфекционные болезни нервной системы (менингиты, энцефалиты)
- полиомиелит
- такие инфекционные болезни, как грипп и корь.
Умственно отсталые дети существенно отличаются друг от друга. В международной классификации болезней умственную отсталость подразделяют на:
F70 - Умственная отсталость легкой степени.
Включено: слабо выраженная умственная субнормальность, слабоумие.
F71 - Умственная отсталость умеренная.
Включено: умственная субнормальность средней тяжести.
F72 Умственная отсталость тяжелая.
Включено: резко выраженная умственная субнормальность.
F73 Умственная отсталость глубокая.
Включено: глубокая умственная субнормальность.
F78 Другие формы умственной отсталости.
F79 Умственная отсталость неуточненная.
Включено: умственная:
- недостаточность БДУ;
- субнормальность БДУ.
.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения;
.8 Другое нарушение поведения;
.9 Без указаний на нарушение поведения.
Характеристика умственной отсталости в зависимости от степени выраженности дефекта
По глубине дефекта в дефектологии умственная отсталость подразделяется на три степени: идиотия, имбецильность и дебильность.
Идиотия
Это самая тяжелая и глубокая степень умственной отсталости.
- У детей с идиотией почти всегда отсутствует речь;
- окружающих людей они не узнают (даже мать и отца);
- выражение лица полностью бессмысленное;
- внимание почти ничем не привлекается, а если и привлекается, то только на несколько секунд;
- наблюдается снижение всех видов чувствительности;
- эти дети начинают очень поздно ходить (но могут и не начать вовсе), их движения плохо координированы или не скоординированы совсем;
- на обращенную мимику и жестикуляцию не реагируют;
- неопрятны в естественных отправлениях (ходят «под себя»);
- неспособны к самообслуживанию (до конца жизни человек не может умыться, сходить в туалет, почистить зубы и покушать);
- могут наблюдаются постоянные стереотипные движения — маятникообразные раскачивания туловищем или головой из стороны в сторону, назад и вперед.
Дети данной категории не обучаются в учреждениях и находятся (всегда с согласия родителей) в специальных учреждениях (детских домах для глубоко умственно отсталых). По достижению ими 18 лет они переходят в специальные интернаты. Продолжительность жизни при умственной отсталости тяжелой степени резко ограничена.
Имбецильность
Является более легкой степенью умственной отсталости.
- дети с данной степенью умственной отсталости обладают некоторыми возможностями овладения речью;
- могут освоить отдельные несложные трудовые навыки;
- словарный запас крайне беден (как активный так и пассивный словать не отличаются большим разнообразием);
- понимают чужую речь, жестикуляцию, мимику в пределах постоянного обихода и повседневной жизни;
- грубые дефекты восприятия, мышления, памяти, общей и мелкой моторики.
В настоящее время учеными-дефектологами для этой категории детей, разработаны специальные программы обучения, предусматривающие овладение элементарными навыками чтения, счета, письма, простейшими трудовыми навыками.
Дебильность
Самая легкая степень умственной отсталости. Сниженный интеллект этих детей и нарушенная эмоционально-волевая сфера не позволяют им овладеть программой общеобразовательной массовой школы.
- У них часто нарушена устная речь
- нарушена письменная речь
- недоразвита аналитико-синтетическая функция высшей нервной деятельности
- с трудом овладевают навыками счета
- нарушена общая и мелкая моторика.
- не способны к анализу и обобщению
- обладают выраженной внушаемостью
- может встречаться распущенное поведение, в частности сексуальное.
Какие психические особенности психики свойственны детям с умственной отсталостью?
В следствии органического поражения головного мозга дети с умственной отсталостью получают неполные и искаженные представления об окружающем мире, их социальный опыт беден.
Очень часто у умственно отсталых детей встречается снижение зрения, слуха и другие сопутствующие дефекты, которые не позволяют осуществлять восприятие окружающего мира полноценно. У детей отмечается нарушение обобщенности восприятия, его замедленный темп по сравнению снормально развивающимися сверстниками. Детям с умственной отсталостью требуется на много больше времени, чтобы воспринять нужный материал (текст, картинку). Детям с умственной отсталостью тяжело выделять главное. Они почти или совсем не могут понять внутренние связи между логическими частями, персонажами в произведении или выявить причинно-следственные связи.
У детей отмечается в замедленный темп узнавания всего предъявляемого материала. Дети часто путают схожие предметы, графически сходные буквы, цифры, сходные по звучанию слова, звуки родного языка.
Мышление, которое является главным инструментом познания, у умственно отсталых школьников недостаточно сформировано и имеет свои отличия в сравнении с нормально развивающимися детьми.
Осуществляя операции сравнения, дети их проводят по несущественным признакам. Фактически не возможно для них выделение различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Установление сходства предметов тоже дается очень сложно.
У детей с умственной отсталостью наблюдается некритичность мышления, они не могут самостоятельно адекватно оценить свою деятельность или работу. Они не замечают своих собственных ошибок, не понимают своих неудач, всегда довольны собой. У них отмечается сниженная активность всех мыслительных процессов и слабость регулирующей роли мышления.
У умственно отсталых детей запоминание, сохранение и воспроизведение информации (основные процессы памяти) имеют свои особенности. Дети запоминают только внешние, случайно зрительно воспринятые признаки. С большим трудом и только под контролем взрослого детьми запоминаются и осознаются внутренние логические связи различных ситуаций.
У детей с умственной отсталостью только в школьном возрасте формируется произвольное запоминание чего-либо. Так же у детей данной категории существует эпизодическая забывчивость в следствии переутомления нервной системы из-за общей ее соматической ослабленности.
Речь умственно отсталых детей тоже имеет свои специфические особенности, нарушена фонетическая, лексическая, грамматическая ее стороны. Нарушен звукобуквенный анализ и синтез, восприятие и понимание обращенной речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.
У умственно отсталых детей сильнее, чем у нормально развивающихся сверстников, выражены нарушения внимания. Наблюдается его малая устойчивость, замедленная переключаемость, трудности распределения внимания. При умственной отсталости непроизвольное внимание является ведущим.
При возникновении трудностей в какой-либо деятельности умственно отсталые дети не пытаются их преодолеть. Они бросают работу, указывая на то, что им скучно и не интересно. Не пользуются подсказками и обращенной к ним помощью. Если же задача посильна, то она поддерживает интерес и внимание детей.
У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие целенаправленной деятельности. Они не могут без специального обучения ее планировать.
У всех детей данной категории отмечается резкое ограничение представлений об окружающем мире и жизни в целом. Их интересы примитивны, так же как и потребности и мотивы. Все эти черты личности и психики умственно отсталого ребенка затрудняют формирование адекватных отношений со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, для умственно отсталых детей характерно развитие на аномальной основе, что обуславливает его замедленность, своеобразные черты и значительные отклонения от нормального развития. Все умственно отсталые дети имеют ярко выраженное недоразвитие познавательной сферы, поэтому необходимо такое развивающее обучение, при котором у умственно отсталых обучающихся осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач.
Если у Вас возникли вопросы, касающиеся развития, обучения или воспитания ребенка с умственной отсталостью, ухода за ним, то обратитесь за консультацией к специалистам нашего сайта. Они помогут разобрать каждую конкретную ситуацию и найти оптимальное решение.