Развитие малыша в 9-12 месяцев

Развитие малыша на 10-м месяце жизни

Развитие малыша в 9-12 месяцев
На итоговом квартале первого года жизни происходят изменения в психомоторном развитии малыша, которые подготавливают организм ребенка к освоению самостоятельной ходьбы, переходу к взрослой пище, самостоятельному кормлению. Малыш становится более независимым, начинают проявляться сильные черты характера, появляются приоритетные интересы. По достижению возраста 12 месяцев малыш перестает быть грудничком (но это не означает, что завершается грудное вскармливание, оно должно оставаться для сохранения здоровья ребенка), а вступает в период раннего детского возраста, который будет продолжать до 3-х лет.
+
Спросите врача онлайн

Гарантированный ответ в течение часа

Прочитав статью про развитие малыша в 9-12 месяцев, Вы узнаете:
  • 1
    Развитие малыша на 10-м месяце жизни.
  • 2
    Физическое развитие малыша в 11 месяцев жизни.
  • 3
    Особенности эмоционального развития ребенка в 11 месяцев.
  • 4
    Психомоторное развитие ребенка в 12 месяцев.
  • 5
    Подборка игр для стимуляции развития малыша в 9-12 месяцев.
  • 6
    Организация пространства для безопасного развития малыша в 9-12 месяцев.
  • 7
    Задержка развития. Когда следует обращаться к специалисту.

В 10 месяцев малыш уже научился очень многому, физические навыки совершенствуются с каждым днем, мышечный аппарат становится сильнее и крепче.

К 10 месяцам малыш уже освоил:

  • самостоятельно умеет садиться из положения на четвереньках или с полубока.
  • Самостоятельно встает практически у любой опоры.
  • Может стоять без опоры от нескольких секунд до нескольких минут.
  • Некоторые малыши уже могут вставать с пола без опоры из положения на корточках.
  • Ходит вдоль опоры приставными шагами.
  • Хорошо удерживает в руках предметы, манипулирует ими.
  • Пробует самостоятельно пить из кружки или стакана, пока еще получается не очень аккуратно, но навык совершенствуется с каждым днем.
  • Быстро ползает на четвереньках, движения малыша целенаправленны, способен преодолевать небольшие препятствия.
  • Подражание действиям взрослых продолжает активно развиваться – малыш с интересом открывает двери шкафов, выдвигает ящики, играет с посудой и кухонными принадлежностями, начинает копировать мимику взрослых.
  • Игровые действия с предметами становятся сложнее – ребенок может катать машины и каталки за веревочку, подкидывать мячик, нажимать кнопки на музыкальных игрушках, стучать пластмассовым молоточком и т.п.
  • К 10 месяцу жизни большинство деток начинают хорошо чувствовать опасность, осваивают самостоятельный спуск с возвышенностей (диван, кровать), если к этому возрасту навык еще не освоен, то важно ежедневно предпринимать попытки обучить малыша, так как от этого зависит его безопасность.

В 10 месяцев эмоциональное развитие малыша позволяет ему активно взаимодействовать с окружающим миром: природой, людьми, животными. Навык прямохождения, который будет освоен в ближайшие несколько месяцев, требует от нервной системы малыша специальной подготовки: созревание центра координации движений (именно в этом отлично помогает ползание на четвереньках с правильным чередованием движений рук и ног), эмоциональная подготовка.

Малыш в 10 месяцев испытывает огромный спектр разнообразных эмоций: радость, восторг, интерес, страх, гнев (особенно, если какое-то желаемое действие не достигнуто, либо получен запрет). Любопытство ребенка не знает границ: любой звук или шорох способен оторвать малыша от дел, любая новая вещь или неизученный шкаф побуждает малыша к изучению.

Мелкая моторика рук позволяет малышу захватывать двумя пальцами даже самые мелкие предметы: кусочки еды (зерна риса, гречи, кусочки овощей и фруктов), крошки с пола, мелкие бусины. Этот навык может стать опасным на данном этапе, ведь любой мелкий предмет отправляется для изучения незамедлительно в рот, и существует риск его аспирации в дыхательные пути. Все игры с мелкими предметами должны проводиться строго под контролем родителей.

Малыш в 10 месяцев понимает простые слова, запоминает действия, может повторять несколько простых слов, но чаще неосознанно. В основном речь малыша состоит из отдельных слогов. Малыш пробует разную интонацию, произносит слоги тихо, шепотом, или, наоборот, громко. Малыш уже реагирует на простые просьбы, различает реакцию родителей на свои действия: радуется, когда хвалят, и настораживается, огорчается, если ругают или что-то запрещают делать. К посторонним малыш относится нейтрально, но при попытках вступить в более тесный контакт возможна выраженная негативная реакция: страх, слезы.

В 11 месяцев ребенок в своем развитии приобретает еще несколько полезных навыков:

  • Начинает появляться указующий жест пальцем руки, которым ребенок показывает на желаемые предметы.
  • Ребенок самостоятельно держит в руке ложку, подражает взрослому, пытается кушать самостоятельно.
  • Малыш достаточно уверенно пьет из кружки.
  • Собирает пирамидку из колец, кубиков.
  • Пробует совершать первые самостоятельные шаги.
  • Знает основные части тела, может по просьбе показывать их пальцем.

В 11-12 месяцев речь малыша может развиваться скачкообразно, неравномерно. Иногда складывается впечатление, что малыш пускает все силы своего организма на освоение навыка ходьбы, а новых слов не произносит вовсе. Однако, ситуация может измениться буквально в течение нескольких дней, и тогда малыш начинает произносить много новых звуков и коротких слов. Ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь взрослого, учится вербальному общению. Малыш в 11 месяцев стремится взаимодействовать с окружающими: машет «привет» и «пока», утвердительно кивает головой «да», отрицательно качает головой «нет».

Быстро пролетает первый год жизни малыша, и вот ребенок уже отмечает свой первый день рождения.

Большинство малышей к году постигают следующие навыки:

  • Самостоятельная ходьба или ходьба с минимальной поддержкой взрослого.
  • Ребенок легко садится из положения стоя, сидит на корточках, приседает.
  • Ребенок может совершать наклоны и возвращаться в положение стоя.
  • Малыш совершает с предметами различные действия, может их брать в руки, перекладывать, подавать в ответ на просьбу. Любит бросать их с возвышенностей на пол.
  • С поддержкой малыш способен подниматься и спускаться по лестнице.
  • Под музыку кроха начинает ритмично двигаться – танцевать.
  • Игры становятся более сложными – ребенок с удовольствием собирает пирамидки, катает машины, собирает простой конструктор, кубики.
  • Страх резких действий, чужих людей – сохраняется, ребенок ищет защиту и успокаивается на руках матери или отца.
  • У малыша активно развивается долговременная память – он способен запоминать действия, которые были несколько дней назад, поэтому могут появляться страхи определенных людей, страх высоты, падения. При правильных действиях родителей эти страхи быстро проходят и не закрепляются.
  • Активно развивается чувство эмпатии – ребенок учится сопереживать (реагирует плачем, грустью на плачь другого ребенка, брата или сестры), может хохотать на веселую шутку, если смеются взрослые. Формируется чувство юмора, некоторые действия ребенок совершает, чтобы развеселить родителей.

Игра в 9-12 месяцев является для малыша основным занятием, цель игры – научить малыша свойствам предметов, подготовить его нервную систему к самостоятельности.

Помимо стандартных игрушек-погремушек, машинок, каталок, кубиков и интерактивных игрушек, малышу могут очень понравиться следующие игры:

  • Творческие игры с рисованием, лепкой. Можно использовать пальчиковые краски – многим детям они нравятся, а некоторые относятся к ним с некоторой брезгливостью. Тесто для лепки нравится практически всем малышам – его можно мять в ладошке, прятать в него различные фигурки. Такие игры очень хорошо развивают мелкую моторику рук, которая, как известно, оказывает влияние на развитие речевых функций.
  • Музыкальные книги прививают любовь к чтению, учат ценить книгу.
  • Стихи и потешки очень нравятся малышам, особенно когда определенный стишок сопровождает знакомое действие – например, стихи во время купания, динамичных игр, утренней зарядки.
  • Подвижные игры – догонялки, игра в мяч, преодоление препятствий, однозначно, понравятся малышу. Можно их проводить под музыку.
  • Танцы – одно из любимых занятий малышей после того, как освоен навык стояния без поддержки.
  • Коробки и коробочки очень интересуют малыша, ведь в них можно прятать различные предметы. В этом возрасте малыш уже хорошо понимает причинно-следственную связь, поэтому для поиска предмета будет стараться открыть коробку.
  • Сравнение реальных предметов с их изображением на картинке. Для такой игры отлично подходят картонные карточки. Малыш учится узнавать предметы, такая игра заинтересует ребенка в 11-12 месяцев, и останется актуальной практически до 2-3 лет.
  • С 11-12 месяцев ребенок уже отличает предметы по форме, цвету и размеру, поэтому для обучения малыша можно использовать сортеры.

Организовать безопасное, благоприятное пространство для гармоничного психомоторного развития малыша очень важно.

Основные моменты, на которые стоит обратить внимание:

  • Нельзя оставлять малыша без присмотра, особенно на возвышенностях.
  • Все мелкие предметы в доме должны быть вне досягаемости малыша, так как существует риск аспирации.
  • Малыш может прищемить пальцы выдвижными ящиками, дверьми, поэтому желательно ставить ограничители или блокираторы.
  • Бытовая химия должна храниться далеко от малыша, так как попав внутрь она вызывает ожоги, которые в дальнейшем могут приводить к стриктурам пищевода (очень серьезное, инвалидизирующее осложнение).
  • Ребенку безопаснее и полезнее для развития находиться на полу.
  • Не рекомендуется использовать прыгунки и ходунки, эти приспособления увеличивают осевую нагрузку на неподготовленный позвоночник малыша.
  • Каталки можно использовать с началом самостоятельного хождения, либо когда ребенок поворачивается у опоры и начинает держаться только одной рукой. В большинстве случаев с момента начала хождения приставным шагом вдоль опоры проходит 1-1,5 месяца, и тогда уже малыш готов идти вперед.
  • Важно не допускать перевозбуждения нервной системы малыша во время активных игр, делать небольшие паузы для успокоения. Важно не превышать рекомендованное по возрасту время бодрствования, так как это отражается на качестве дневного и ночного сна, настроении ребенка после пробуждения, способности его к обучению.

Если родители чувствуют, что психомоторное развитие малыша не соответствует возрастной норме, то это повод для обращения к специалисту: педиатру, неврологу, хирургу.

Однозначно следует переживать, если к достижению годовалого возраста малыш:

  • Неуверенно сидит, не стоит самостоятельно без опоры.
  • Не реагирует на простые просьбы: возьми, дай, открой рот.
  • Не совершает целенаправленных действий с игрушками.
  • Не старается подражать движениям и мимике взрослых, не отзывается на свое имя.
  • Отсутствует гуление, ребенок эмоционально безразличен.

В 1 год ребёнок проходит профилактический осмотр педиатра, невролога, детского хирурга, стоматолога, офтальмолога и лора. Такой перечень специалистов необходим, чтобы комплексно оценить здоровье малыша, уровень освоения навыков, развития органов чувств, выявить возможные противопоказания к плановой вакцинации.

Первый год жизни – это своеобразный рубеж, преодолев который, малыш вступает на новый этап развития, теперь с 1 года до 3-х лет будет активно развиваться физическая активность, совершенствоваться речевое развитие, все интереснее и разнообразнее будет становиться общение и взаимодействие с ребенком. Если первый год жизни ребенка прошел благополучно, спокойно и без стрессовых ситуаций, то можно говорить, что сформирован хороший фундамент для дальнейшего развития ребенка.

Автор статьи: Иванова Екатерина Сергеевна

Дата публикации: 07.06.2020 17:25

Просмотров: 430

Проголосуйте за статью
Рейтинг: 5, Голосов: 1
Онлайн консультант
i
Медицинская консультация, консультация по телефону, консультация в чате, по скайпу, whatsapp/viber, расшифровка анализов.

Здравствуйте.

Если вы столкнулись с похожей ситуцией, либо просто хотите проконсультироваться. Обращайтесь за помощью, обязательно отвечу на все ваши вопросы.


Добавить комментарий
Имя:
Email:
Комментарии