Развитие малыша в первые 3 месяца жизни

Как малыш развивается в первый месяц жизни

Развитие малыша в первые 3 месяца жизни
Первые 3 месяца после рождения являются своеобразным переходным этапом от существования внутри утробы матери к жизни во внешнем мире, поэтому развитие малыша в этот период направлено на адаптацию к изменившимся условиям жизни.
Спросите врача онлайн

Гарантированный ответ в течение часа

Прочитав статью про развитие малыша в 2-3 месяца жизни, Вы узнаете:
  • 1
    Как малыш развивается в первый месяц жизни. Период новорождённости.
  • 2
    Врождённые безусловные рефлексы малыша как этап адаптации.
  • 3
    Физическое развитие малыша в 2-3 месяца жизни.
  • 4
    Особенности эмоционального развития младенца в 2-3 месяца.
  • 5
    На что следует обратить внимание родителям? Когда переживать?
  • 6
    Подборка развивающих игр для детей 3-х месяцев.

Многие психологи называют этот период жизни этапом «донашивания», или 4-м триместром беременности, так как организму человека недостаточно 9 месяцев внутриутробной жизни для полноценного созревания, поэтому 3 месяца после родов младенца «донашивают» на руках, обеспечивая ему мягкое вхождение в новые условия жизни. За этот период из неокрепшего, незрелого новорождённого малыша происходит превращение в ребенка, который уже может совершать какие-то целенаправленные двигательные действия и взаимодействовать с внешним миром и родителями. В первые 3 месяца жизни очень важно правильно организовать уход за младенцев, обеспечив ему условия для полноценного и гармоничного психомоторного развития.

Физическое развитие новорождённого ребенка представлено, в первую очередь, рядом врождённых безусловных рефлексов, которые предусмотрены природой для выживания во время родов и во внешнем мире. Рефлексы способствуют нормальной жизнедеятельности организма ребенка. По мере роста и взросления малыша эти рефлексы постепенно угасают.

К таким врожденным безусловным рефлексам относятся:

  • Сосательный рефлекс.Благодаря врожденному сосательному рефлексу ребенок сразу же после рождения способен приложиться к материнской груди и начать получать питание, особенно ценное молозиво, которое питательное и богато антителами (важными для работы иммунной системы веществами). Вызвать сосательный рефлекс очень легко, достаточно провести вокруг рта малыша соском груди – и малыш начнет совершать сосательные движения. Сосательный рефлекс максимально выражен в первый год жизни ребенка, после года начинает угасать, полностью угасает к 2-3 годам жизни. Таким способом природа естественным образом регулирует продолжительность грудного вскармливания малыша.
  • Хоботковый рефлекс.В ответ на раздражение губ малыша происходит сокращение круговой мышцы губ, и ребенок вытягивает губы вперед, трубочкой.
  • Ладонно-ротовой рефлекс.При нажатии на ладошку малыша происходит рефлекторное открывание рта.
  • Рефлекс Бабинского.Рефлекс вызывается поглаживанием подошвы ступни снаружи, тогда малыш рефлекторно раскрывает пальчики в виде веера, а тыльная сторона стопы рефлекторно сгибается.
  • Хватательный рефлекс.Если дать малышу указательный палец, то он сожмет его ручкой. Этот рефлекс обеспечивает некоторую безопасность малыша, прочно держаться за маму придумано природой для выживания в суровых условиях по мере эволюции человечества.
  • Поисковый рефлекс.Если погладить щечку малыша, то он будет поворачивать голову в сторону раздражителя в поисках материнской груди. Особенно ярко рефлекс вызывается у голодного малыша.
  • Рефлекс Моро или вздрагивания.На внезапный громкий звук, резкий зрительный раздражитель малыш вздрагивает, разводит руки в стороны, может резко заплакать. Этот рефлекс относится к защитным.
  • Рефлекс опоры.При вертикализации малыша – ребенок будет опираться на полную стопу, а при небольшом наклоне вперед делать шагающие движения. Наличие этого рефлекса подготавливает нервную систему малыша к этапу самостоятельной ходьбы.
  • Рефлекс ползания.Проверить рефлекс ползания можно, положив малыша на животик, и подставив опору под стопы. Тогда ребенок будет отталкиваться стопами от опоры, продвигаясь вперед. Данный рефлекс угасает к возрасту 4-5 месяцев.

В первый месяц жизни ребенок на любой дискомфорт реагирует плачем, постепенно мама учится различать и угадывать потребности по характеру плача (или другого сигнала). Малыш учится улыбаться, сначала это непроизвольная улыбка возникает во сне (в фазу быстрого сна), а к концу первого месяца жизни малыш уже может дарить осознанную улыбку родителям. Постепенно ребенок учится произносить гортанные звуки, и к окончанию периода новорождённости, как правило, произносит свое первое «агу». На появление в поле зрения малыша знакомого человека (мамы или папы) ребенок воспроизводит «комплекс оживления», улыбается и увеличивает двигательную активность. Практически все время бодрствования ребенок проводит лежа на спине, ручки и ножки малыша согнуты во всех суставах и приведены к туловищу, это так называемая «поза эмбриона», постепенно тонус мышц сгибателей будет ослабевать, поэтому «поза эмбриона» исчезает ориентировочно к 3-му месяцу жизни. Первые недели жизни ребенок еще плохо видит, не фокусирует взгляд на предмете, практически не реагирует на громкие звуки. Развитие слуховых и зрительных анализаторов малыша претерпевает значительные изменения в первый месяц жизни.

В 2 месяца ребенок уже более уверенно удерживает голову, в состоянии удерживать ее 10-15 секунд в вертикальном положении тела. Кроха начинает следить за движущимися предметами, движения головы и глаз согласованны, направлены в сторону движущегося предмета. Выкладывание малыша на живот на 5-10 минут несколько раз в день обеспечивает хорошую тренировку мышц шеи и плечевого пояса малыша. Важно выкладывать на живот ребенка перед едой, это предотвратит срыгивания, будет иметь хороший профилактический эффект в плане младенческих колик.

В 3 месяца ребенок уже умеет очень много. У него угасают врожденные рефлексы, такие как: хоботковый, поисковый, шаговый, ладонно-ротовой. Активно развивается мимика малыша, он начинает эмоционально реагировать на родных, может настороженно относиться к чужим людям, взрослым, которых редко видит. Малыш может надолго фиксировать взгляд на лице мамы, поворачивает голову на зов (распознает источник звука), понимает интонацию голоса. Когда малыш видит знакомое лицо, то появляется комплекс оживления: малыш улыбается, усиливается двигательная активность рук и ног. В 3 месяца или чуть раньше появляется первый заливистый смех у малыша.

Физически к 3 месяцам ребенок развит достаточно хорошо:

  • Лежит на животе, опираясь при этом на предплечья.Время самостоятельного лежания на животике увеличивается, может достигать 15-30 минут.
  • Уверенно удерживает голову от 1 до 10 минут лежа на животе.
  • Умеет поворачиваться со спины на бок.Некоторые малыши к 3 полному месяцу начинают переворачиваться со спины на живот, но чаще это происходит к 4-му месяцу жизни. Первоначально малыш начинает переворачиваться только через одну сторону, в течение последующего после первого переворота месяца ребенок осваивает обе стороны для переворотов. Если этого не происходит, то необходимо стимулировать малыша к переворотам через «слабую» сторону с помощью игрушек.
  • Ребенок самостоятельно может удерживать игрушку в руке, тянется к ней.Именно поэтому важно в этот период использовать простые игрушки, которые легко помещаются в руке у ребенка.

В первые 3 месяца жизни ребенка родителям важно обратить внимание на организацию ухода за младенцем: правильно менять положение тела малыша, правильно носить на руках, чтобы не допустить развитие привычного неправильного положения головы, мышечной кривошеи, неравномерного мышечного тонуса.

Обратить внимание следует на следующие моменты:

  • Укладывая спать малыша, важно обеспечить ему безопасное положение (не на животе), а лежа на спине, с повернутой на бок головой. После самостоятельного поворота на бок допускается сон на боку. Важно менять сторону, в которую повернута голова ребенка, чтобы тонус мышц шеи развивался равномерно с обеих сторон. Если в первые недели жизни на сон использовалось пеленание, то к 3-му месяцу жизни необходимо постепенно от него отказываться, чтобы ребенок учился ощущать свои движения, контролировать их и не бояться.
  • При кормлении важно чередовать позы, прикладывать равномерно к обеим молочным железам, из тех же соображений равномерного развития мышечной системы младенца.
  • При ношении на руках важно избегать поз с поддержкой под ягодицы малыша, это дает осевую нагрузку на неокрепший позвоночник. Такая поддержка малыша возможна только после освоения навыка самостоятельного сидения, не ранее 6 месяцев жизни. Очень удобная поза для ношения на руках – вертикально спиной к себе, лицом к миру, с поддержкой груди и под ручкой, а вторая рука поддерживает ножки малыша. В такой позе любознательному малышу будет очень интересно разглядывать мир вокруг, при этом тонус мышц шеи и плечевого пояса испытывает равномерную нагрузку.
  • Организация режима сна и бодрствования малыша.Для гармоничного физического и психоэмоционального развития малыша очень важно избегать переутомления нервной системы малыша, поэтому особенно важно не превышать рекомендованное стандартное для возраста время бодрствования. В переутомленном состоянии ребенок не в состоянии играть, не хочет лежать на животе, становится плаксивым, заторможенным. Регулярное переутомление нервной системы истощает ее ресурс, может сказаться на психомоторном развитии.

Если к достижению возраста 3-х месяцев ребенок не удерживает самостоятельно голову в положении на животе, не опирается на предплечья, сохраняется поза эмбриона с выраженным гипертонусом мышц сгибателей, то необходимо обязательно обратиться к неврологу для уточнения состояния здоровья малыша. Возможно, имеет место задержка моторного развития по каким-либо причинам, может потребоваться проведение лечебно-профилактического курса массажа для ускорения освоения новых навыков, нормализации тонуса мышечной системы ребенка.

Стимулировать психомоторное развитие малыша в первые 3 месяца можно и нужно. Для этого можно использовать специальные игры, направленные на развитие новых навыков:

  • Игрушки-подвески.Малыш учится фиксировать взгляд на подвешенной игрушке, удерживать ее в поле зрения. Если игрушка музыкальная, то ребенок учится определять источник звука. Подвешивать игрушки можно над кроваткой ребенка.
  • Карточки с орнаментом и предметами.Такие картинки можно размещать по периметру кроватки, отлично отрабатывает навык фокусировки взгляда на предмете.
  • Музыкальный мобиль.Можно установить над кроваткой, ребенок будет с интересом наблюдать за движущимися игрушками, слушать музыкальные мелодии.
  • Погремушки в форме кольца или гантельки.Первые погремушки малыша должны легко вкладываться в детскую ручку, быть легкими. Ребенок будет учиться перекладывать игрушку из руки в руку, подносить ее ко рту, тем самым тренируя координированную работу рук.
  • Музыкальные игры.Можно включать ребенку разные мелодии, при этом обязательно делать паузы, ребенок будет искать источник звука, радоваться, когда музыка снова заиграет.
  • Разговаривать с ребенком, в том числе и на его языке. Можно учить малыша произносить первые гортанные звуки – «агу», «ага», «гы» и т.п.
  • В 3 месяца важно начать выкладывать малыша на пол, используя специальный мягкий термоковрик. Это будет дополнительно стимулировать малыша к движению, освоению пространства. Более того, находиться на полу малышу гораздо безопаснее, нежели чем на кровати или диване, так как после освоения переворота на бок или на живот – ребенок может упасть с возвышенных мест.
  • Перемещайте игрушку в поле зрения малыша, дожидаясь, когда он полностью сфокусирует на ней свой взгляд. Размещать игрушку важно достаточно близко к ребенку, так как в первые месяцы жизни ребенок видит только близко расположенные предметы.

Игра для ребенка – это основной способ изучения мира, стимул освоения нового, поэтому взрослым важно уделять достаточно времени для развивающих игр с детьми.


Добавить комментарий
Имя:
Email:
Комментарии