Причины неуспеваемости и их коррекция

Причины неуспеваемости и их коррекция
Суть неуспеваемости заключается в отставании ученика, не овладевающего установленным учебной программой объемом знаний за отведенное время. Но не стоит прислушиваться к бытующему мнению о том, что причина неуспеваемости - низкие способности или обычное нежелание учиться.
Спросите врача онлайн

Гарантированный ответ в течение часа

Если же педагог не сможет правильно дифференцировать причины неуспеваемости, то станет применять набор средств, несовершенный и скудный: или традиционные дополнительные занятия, или разные формы дисциплинарного давления. Подобные меры не только не принесут эффекта, но и могут повредить, не устраняя реальных причин неуспеваемости. Эти причины могут носить разный характер, при этом нарушения учебной деятельности становятся лишь вторичными. Психологи относят к основным причинам неуспеваемости как недостатки познавательной деятельности, так и недостатки развития мотивации.

Недостатки познавательной деятельности проявляют себя так, что школьник не понимает до конца материал и неспособен осуществлять учебные действия на нужном уровне. Конкретные психологические причины, которые относятся к данной группе, представлены несформированностью приемов учебной деятельности и недостаточным развитием психических процессов, в частности - мыслительной сферы.
 
Трудности школьника младших классов

Поступивший в школу ребенок не всегда способен сам подобрать верные приемы для выполнения учебной деятельности. Естественно, что любое учебное действие может быть выполнено несколькими приемами с разной степенью эффективности. Поэтому если не обучать школьника навыкам учебной работы, то он может выбрать не самый удачный способ письма, чтения или заучивания материала. А поскольку на начальных этапах обучения материал относительно легок и отставание не слишком заметно, то при отсутствии необходимого контроля может пройти закрепление неэффективных приемов работы. По мере усложнения материала это повлечет за собой трудности в его освоении. Именно поэтому обоснованные психологически методы начального обучения предполагают не только преподнесение школьникам знаний учебной программы, но и собственно формирование приемов учебной деятельности. Если налицо явные недостатки учебной деятельности, стоит провести ряд коррекционных занятий под руководством школьного психолога.

Если в основе неуспеваемости лежат недостатки психических процессов, то они далеко не всегда подразумевают недостаточное интеллектуальное развитие. Гораздо чаще здесь видна недостаточная готовность к школе, когда ребенок еще не завершил определенный этап умственного развития и, как следствие, не обладает нужными навыками и умениями.

Возможные причины неуспеваемости
 
Школьное обучение предполагает умение обобщать и абстрагировать, поэтому конкретное мышление может привести к ряду типичных затруднений. Есть и еще одна особенность детского мышления, не созревшего для школы: это неспособность одновременного оперирования всеми условиями, необходимая для решения проблемы. Эти особенности приводят к тому, что процесс обучения вызывает у ребенка разочарование; формируется интеллектуальная пассивность, представляющая собой отказ от активной умственной работы. На фоне этого особенно важным становится подготовка к обучению в школе, формирующая умственную деятельность, соответствующую задачам обучения.

Большая часть первоклассников преисполнена положительного отношения к учебе; однако, неуспеваемость и отсутствие существенных успехов способны породить разочарование и понижение интереса к учебе в дальнейшем. Именно поэтому важно оказать помощь ребенку как можно раньше, иначе он утратит уверенность в своих силах, а неуспеваемость станет хронический. Решающую роль здесь играет педагог, ведь именно он стимулирует мотивы учебных достижений.
 


Добавить комментарий
Имя:
Email:
Комментарии