Формирование подростка происходит с 12 до 17 лет,и на каждом этапе есть свои особенности. Если в начале (12 -14 лет) главным способом самовыражения и самоутверждения является вызов обществу, что в определенной степени связано и с меняющимся гормональным фоном, то на завершающем этапе (15-17 лет) личность самоопределилась со своим местом в жизниивыбором профессии.
Психологический возраст – часто не совпадает с возрастом физиологическим и не соответствует цифрам в документе. За счет акселерации наблюдается раннее вступление в подростничество, рамки сдвигаются как в ту, так и в другую сторону.
Влияние социализации:
• Переход из младшего школьного возраста в средний связан с изменением видов деятельности. Если в младшей школе главным является учеба, в средней школе основной вид деятельности – общение.
• Расширяется сфера общения: если раньше был один учитель, теперь каждый предмет ведет один преподаватель. Необходимо выстраивать новые отношения, как с преподавателями, так и со сверстниками.
• Меняется положение в семье – родители больше доверяют, обсуждают семейные проблемы.
Биологические изменения:
• Формирование вторичных половых признаков за счет меняющего гормонального фона.
• Интенсивный рост тела. Органы и системы не успевают за физическими изменениями.
Половое созревание приводит к частым перепадам настроения от плаксивости, до агрессивности. Кажущееся неадекватное поведение, психологически оправдано, подросток пытается занять свою нишу в коллективе любыми доступными методами.
Как уже говорилось ранее, основной приоритет для подростка – это общение с ровесниками, но не просто общение, а желание выделиться, привлечь к себе внимание, стать значимым в компании, занять лидерскую позицию.
Родители не всегда могут адекватно оценивать свое чадо и во всех смертных грехах обвиняют друзей сына или дочери, но в этом возрасте у подростка достаточно развито объективное восприятие ситуации. Он в состоянии отличить «добро» и «зло».
Несмотря на то, что жизнь меняется и не стоит на месте, проблема отцов и детей остается актуальной. Взрослые не принимают, что происходит с подростками, их взросление, не признают их автономии.
В этот период проявляется эмпатия со стороны подростка по отношению к взрослым и родителям. Однако новое поведение не замечаетсявзрослымиили оценивается некорректно.
Половое созревание вносит свои изменения и в отношения к противоположному полу. У мальчиков интерес проявляется в форме ущипнуть, ударить, у девочек – игнорирование. Это своеобразный вариант психологической защиты: избегание неудачи, страх быть отвергнутым.
Пубертатный кризис
Любой возрастной кризис подразумевает переход от накопленных количественных изменений на новый уровень качественных отношений. Происходит ломка старых установок и ценностей и замена на новые, процесс идет болезненно, как для самого подростка, так и для его окружения. Взрослые видят сложности не в самом кризисе, а в посткризисном периоде, когда активно продолжает формироваться личностное «Я».
Юношеский возраст -14-16 лет
Приобретение возраста – возникает вопрос о смысле жизни и выборе своего пути в жизни, профориентация.
Американский психолог Э. Эриксон рассматривает этот период через призму «кризиса идентичности».
Формирование подростковой идентичности проходит несколько этапов(классификация Д. Марше):
• «диффузная» идентичность – поиск себя, идентичность не сформирована;
• предрешенный вариант развития – выбор не самой личности, а окружения, часто девиантное поведение;
• «проба ролей» - меняющееся поведение, примеряет на себя разные типы поведения в обществе;
• «зрелая идентичность» - начало самореализации, поиск себя завершен.
Понятие смысла жизни в юности и в возрасте 40 лет (кризис среднего возраста) отличается. Если в 40 лет, подводятся своеобразные итоги, то для юности – это начало жизни, выбор профессии, возможность раскрыться и самореализоваться.
Физическое развитие и формирование подростка
Физические изменения включают три составляющие: рост, вес, наличие вторичных половых признаком.
У мальчиков с возраста 10 до 19 лет
• рост увеличивается со 141 см до 185 см. (средний показатель);
• вес – с 34 кг до 72 кг;
• вторичные половые признаки от появления незначительного оволосения по мужскому типу, увеличения полового члена, ночных поллюций, до окончательного формирования волосяного покрова на груди, в подмышечных впадинах, в области лобка, на лице.
У девочек в этом же возрасте
• рост – со 141 см до 174 см. (средний показатель);
• прибавка веса от 34 кгдо 63 кг;
• оволосение по женскому типу, первичные месячные без формирования яйцеклетки, до регулярных, рост молочных желез.
Нельзя не сказать, что внешний вид для подростков важен и для межличностных контактов.
Для девочек: идеальная фигура девушек с модельной внешностью, несоответствие собственной фигуры модельным параметрам приводит к принудительным диетам, кахексии и нервным срывам.
У мальчиков: погоня за спортивным телосложением приводит к занятиям разными видами спорта и употребление анаболических гормонов.
Все это может негативно сказаться на физиологических процессах еще не сформированного организма подростка и привести к больничной койке. Дело в том, что интенсивный рост скелета не обеспечивает аналогичного роста органов: может быть сердцебиение, одышка, обмороки, потливость.
Формирование подростка
Один из ключевых моментов для подросткового возраста – это переход из состояния ребенка в новый статус. Формирование подростка – сложный этап в жизни, необходимо адаптироваться в социуме как взрослой и ответственной личности, не только осознавать себя взрослым, но и мыслить категориями человека, способного принимать решения, придерживаться общественных норм.
Спросите врача онлайнв чате либо по телефону