Аутизм или ЗПР?
Добрый день, у меня мальчики близнецы 1 год и 2 месяца. Родились на 36 неделе. Были последствия гипоксии, лежали 3 недели в отделе патологии. По росту весу было все в норме. Развитие было нормальное, всех специалистов проходили во время, НСГ делали раза 3-4, последний раз в 9 месяцев и посетили невролога. Все было относительно в порядке. Но развивались все таки медленнее, чем другие дети, сидеть начали - младший месяцев с 8, старший уверенно месяцев в 10. И поползли тоже с разницей в месяц. Тоже в 9 и 10 месяцев. На имя особо никогда не откликались, думала позже начнут, но нет. Не ходят, только у опоры. Указательного жеста нет. По направлению пальца смотрит только младший, и то не всегда. Но у него хороший зрительный контакт. Пытается говорить мама, гулит. На мой приход - уход реагирует. По поводу старшего. Он меня очень сильно беспокоит. Зрительный контакт минимальный, в последнее время (недели 2) практически отсутствует, на приход уход не реагирует. На обращенную речь тоже. Как будто рядом с ним никого нет. Практически не гулит, мало улыбается, если только рассмешить как то. Просто посмотрев не улыбнётся. Раньше был хороший зрительный контакт и много улыбался. Стал очень задумчивый, как будто грустный всегда. Спит и кушает хорошо. Вместе собираем пирамидку, пытается строить башню из кубиков. Да, любит крутить колеса, но не целый день. С братиком на контакт не идёт, может просто пока рано вдвоём играть. На большой машине любит ставить что нибудь на колесо и крутить. Играет практически со всеми игрушками. Истерик и плача без повода не бывает. Подскажите пожалуйста, что это может быть? К неврологу записались, конечно проконсультируемся очно.
Ответы врачей
Нам важно знать ваше мнение. Оставьте отзыв о нашем сервисе
Здравствуйте, Дания
По описанию симптомокомплекс похож на задержку психического развития, низкую активность нервных импульсов. Но это не факт, что у него развивается аутизм. Возможно у него просто медленней, чем у других детей происходят нервные импульсы для реакции и всё.
Чтобы определить патологию у своего ребенка, можете понаблюдать за его состоянием, а именно, какие чаще всего возникают состояния у малышей аутистов:
при разговоре с Вами или другими взрослыми он будет отводить взгляд или никогда не смотрит в глаза (отсутствующий взгляд);
ему не интересно общение со сверстниками, предпочитает играть сам и уходит в сторону с детской площадки;
малыш может не любить, когда к нему прикасаются, всегда при этом нервничать;
проявлять чувствительность к некоторым громким звукам;
не разговаривать, больше отмалчиваться, а если говорить, то не всегда внятно выражая то, что он хочет;
часто устраивать истерики;
быть пассивным или, наоборот, гиперактивным;
не осознавать опасности ситуации, например, совать предметы в розетку, брать острые предметы в руки.
Детки в младшем дошкольном возрасте (от 1 до 3 лет) не играют в ролевые игры и не способны придумывать сюжет игры. Игрушки не воспринимаются, как целостные предметы, например малыша аутиста может интересовать только колесо от машинки, и он будет часами его крутить, вместо того, чтоб катать машину.
Ребенок с аутизмом не отвечает на эмоциональное общение родителей, но если мама пропадает из виду, такой малыш начинает проявлять беспокойство.
В большинстве случаев дети-аутисты не реагируют на собственное имя, когда их кто-то зовет.
Поэтому, сам факт Ваших наблюдений и своевременного беспокойства очень важен, Вы правильно всё делаете, что стараетесь прояснить ситуацию. Но прежде всего самостоятельно ещё целенаправленно понаблюдай те и только потом Вам необходимо будет показать малыша на очную конструкцию врачам детской поликлиники неврологу и психологу.
Главное не паникуйте.
Терпения Вам и здоровья Вам и Вашим малышам.
Аутизм, ЗПР, ЗРР?.
Мальчик, 1 год 5 месяцев. Родился в срок, ПКС, 9/9 по Апгар. Выписали с желтушкой, дома долечивали лампой и Урсольфаком.
Развитие до года отличное: в 3 недели отлично держал голову, в 4 месяца сидел, в 7 ползал (правда, что ползать, что ходить в ходунках начинал делать задом), в год и 3 недели самостоятельно пошел. Гулил очень активно, я все говорила, что наверное, рано заговорит, но...
Ни в месяц, ни в 6, ни в год у невролога претензий не было. Единственное, в год ей не понравилось отсутствие УЖ.
В год и 2 я заметила, что не отзывается на имя, не запоминает совсем названия игрушек, части тела не знает. Меня как кипятком обдало. Поехали снова к неврологу, она начала говорить, что УЖ уже должен быть и он бегал у нее в кабинете и упал и она сказала, что вот видите, реакция на боль слабая, что может быть тоже признаком аутизма....
Поехали к другому неврологу, которая о моих предположениях об аутизме посмеялась. Кстати, она трижды его позвала и он трижды к ней обернулся.
Сказала, что видит причины в пересмотре ТВ. А ведь он реально у нас до года не выключался! Карусель, Мультиландия и иже с ним были целыми днями! Естественно, ТВ отменили в год и 3 мес. Третья невролог также не увидела никакого аутизма, написала, угрожаем по ЗРР, назначила Пантокальцин, массаж.
Сейчас из МИНУСОВ:
- нет УЖ, пальчик всегда оттопырен, но ничего не показывает, при этом все кнопки жмет им или что-то незнакомое трогает с осторожностью также им. Части лица на игрушках, на мне исследует указательным пальчиком;
- никак к нам не обращается, не показывает маму/папу/сестренку/брата/бабу;
- не просит что-либо, скорее сам подставит стул и залезет на стол, взять, что ему нужно либо просится на руки, а потом наклоняется над чем-либо, например коляской или игрушечной тачанкой, типа сажайте меня и катайте;
- включает постоянно камин, чтобы и звук был и "огонь" светился. Я отключаю звук, он слышит и подходит снова включает, но не истерит;
-на имя частенько не отзывается;
- вечерами бывает странные верчения руками, может побегать с тенью, топнуть на нее;
- слабо закрепляются знания, например несколько дней говорил "как-кай" (кар-кар) - птичка, потом перестал. (Кстати, как и с УЖ, в год и месяц два дня попаказывал и перестал, потом в год и 4 в окно на соседских собак дважды показывал в окно и все); также раньше показывал игрушку Синий трактор, сейчас снова тупит;
-спокойно идет к незнакомым людям;
-лестницы-его все! Лестница на второй этаж, стремянки, на второй ярус, только глаз и глаз за ним!!!!;
- если спрятать игрушку за спину, подойдет сзади и заберет ее;
-первое слово "алло-алло", может ходить с ним и по делу и без дела;
-часто плохое понимание речи;
- в поликлиниках может убегать
Из ПЛЮСОВ:
-хороший зрительный контакт;
- на улыбку ВСЕМ отвечает улыбкой;
-любит гостей, всегда с радостью бежит встречать и смотреть, кто пришел;
-также любит детей, играет с ними с удовольствием, даже сейчас, приходя на массаж и видя, как играет дочка массажистки, следит за ней, глаз не сводит, она пряталась под стол массажный, он пытался под него заглянуть, глянуть, где она, во что и как она играет. Брала старшую с собой, он опять же, наблюдает за ней и дочкой массажистки и хохочет;
-абсолютно не боится новых мест, я бы сказала, что даже любит все новое;
-сон с рождения отличный;
-в еде абсолютно не избирательный, более того, рвется к нам за стол, может у папы отнять ложку и начать есть из его тарелки, с удовольствием перешёл от жижи к кусковой еде;
- в игрушки играет правильно, по назначению. Вообще, новые игрушки обожает, особенно, большие машины, катает их и издает звуки, похожие на звук работающих машин;
- видя кошек, всегда говорит "миии" и улыбается, может показать, где киса; даже увидит в книжке кошку и говорит "миии", собачек тоже зовет "ав-ав"; иногда может сказать "муу" на бычка или корову;
- при просьбе покорми/напои меня, сделает с удовольствием, вообще любит меня кормить, даже понарошку, особенно, когда я его кормлю. Вчера вот вырвал у мужа хлеб, начал есть и нас по кругу начал кормить по просьбе;
-может, глядя на нас, взять расческу и начать себя расчесывать; может повторить за мной-по головке погладить куклу;
-может играть понарошку, берет сок закрытый, якобы наливает себе и пьет, меня может так подойти "напоить";
- как выше писала, обожает слово "алло-алло", если видит телефон, то говорит всегда "алло-алло-алло", а может подойти и мне свой к уху приложить и сказать "алло-алло", себе тоже так пару раз делал;
- на переодевания также реагирует абсолютно спокойно;
-легко переключаем, не истеричен совсем;
- с удовольствием играет в прятки, догонялки со старшими детьми, в мячик;
-по настроению может сам принести книжку сестренке, типа читай (она с ним любит заниматься), мне мяч (потому что я с ним больше всего в мяч играю), можем машинки друг другу катать;
-один не любит сидеть;
- в поликлинике в очереди старается привлечь внимание людей, когда всем подходит, любит, чтобы с ним разговаривали;
- когда зовешь его из другой комнаты-прибежит
Что еще хотела написать.. До года и 3 мес дважды переболел полтвержденным Ковидом, температура была под 40, сбивали во второй раз литической (собственно, больше и не болел, иммунитет хороший, ттт).
При моих жалобах, сдали анализы на гормоны ЩЖ, витамин Д и ферритин. Все хорошо, только ферритин на нижней границе нормы и плюс ОЧЕНЬ густая кровь, в одной пробирке сразу кровь свернулась в сгусток.
Самый главный вопрос у нас сейчас с мужем, сильно ли наш ребенок похож на аутиста? Я уже ночами не сплю, все сайты только об этом. Психиатр сказал, что отличный мальчишка и отстаньте от него, но я то вижу, он отличается от сверстников и от старших детей.
Заранее спасибо за ответ
Ирина, 1. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, все дети разные и имеют право развиваться в своем собственном темпе!! Эти сравнения лишь повышают вашу тревожность, никакой продуктивности в них нет!
2. Возраст ребенка слишком мал, для постановки психо-неврологического диагноза! Но хочу отметить, что Ваш ребенок социально адаптирован, на контакт идет легко и с удовольствием, есть понимание обращенной речи - это огромный плюс! Да, к 1,5 годам должен появится указательный жест, но ребенок указывает пальчиком на части вашего лица и это может считаться альтернативой. Возможно, ребенку не приходится долго чего - то просить, если Вы его понимаете «с полу слова». Побуждайте ребенка показать, объяснить чего он хочет! В целом, мое мнение, не спать ночами причин нет, ярких аутистических черт нет! Психическое развитие ребенка, за исключением нескольких моментов, укладывается в норму для его возраста! Уберите гаджеты, больше разговаривайте, проводите времени с ребенком, играйте. Игра очень благотворно влияет на психическое развитие детей! И дайте ребенку время, он все наверстает!
Маргарита Сафарян, Маргарита Владимировна, спасибо большое! Что Вас больше всего насторожило? Про обращенную речь, в том-то и дело, что часто не понимает, часто не отзывается. Выть хочется (((
Ирина, Ребенку всего 1,5 года, у Вас слишком завышены требования. Ребенок понимает обращенную речь, если он может прибежать к вам из соседней комнаты, он выполняет простые просьбы (покормить), у ребенка есть ситуационное мышление, способность к сюжетно - ролевой игре - все это соответствует психическому развитию ребенка 1,5-2 лет. То, что ребенок не всегда делает и отвечает так, как вам хочется - это нормально! Есть большая разница между «абсолютно не понимает речь» и «не всегда понимает речь». У детей с РАС нет интереса к окружающим, они не склонны взаимодействовать с окружающими, им недоступна сюжетно - ролевая игра и они не выполняют даже самых простых требований.
Повторюсь, вы слишком много ждёте и требуете от ребенка в 1,5 года.
Маргарита Сафарян, Спасибо Вам большое!
Ирина, Здравствуйте, Ирина
Считаю, что опасения в отношении наличия эмоциональныхнарушений у Вашего ребёнка безосновательны и переживать не стоит. В скрининг возможного наличия расстройств аутистического спектра у детей 12-30 месяцев включены следующие позиции: 1. Отсутствие контакта глаза в глаза. 2. Ребёнок повторяет в точности сказанное ему взрослым и не отвечает на вопросы (эхолалии). 3. Характерен регресс развития речи, речь пропадает и появляются степеотипии, типовые раскачивания, кружение вокруг себя, нарушается способность к общению. Часто это совпадает с вакцинацией или стрессовой ситуацией. 4. Ребёнок не вовлекается в сюжетную игру. 5. Нет указания на желаемое занятие (не предмет). 6. Не реагирует на показываемые объекты. 7. Присутствует избирательность в еде. Важна всесторонняя оценка развития. У Вашего ребенка УЖ есть по предоставленной информации. Больше стимулируйте мелкую моторику, рисуйте пальчиками. Читайте и играйте с книжками из серии "Ладошки", "Игры и потешки для развития пальчиков", "Игры с пальчиками", собирайте лего дупло. Уберите гаджеты, ТВ не более 30 минут в день. Это будет способствовать стимулированию речи. Иначе ребенок не фантазирует, не пытается реализовать задуманное, а получает информацию в готовом виде, воспитывается отсутствие интереса к игре, возникает невроз из-за обилия впечатлений. Верчения руками перед сном - моторное самоуспокоение. Конечно, ребенок отличается от всех, это и должно быть так. Надо прислушиваться к его интересам, читать, общаться, играть в то, что ему интересно. И помните, что Ваше спокойствие будет благоприятно сказываться на развитии сына.
Светлана Васильева, Спасибо огромное, Светлана Васильевна. Пугает, что не просит ничего, лучше сам все сделает. Пальцем на предметы не тычет. И очень уж сильно подвисает в автомобиле, может в одну точку смотреть. Играть, да, любит. Как писала выше, может и мячик принести, и книжку и машинки катаем
Ирина, Есть указание на желаемое занятие, это норма. А то, что самостоятельный, то это хорошо, но нужно обучить безопасности. А "подвисать" могут всё из-за усталости. Растите здоровыми!
Светлана Васильева, Поняла Вас! Спасибо огромное!
Светлана Васильева, А вот еще, пугает, что любит камин постоянно включать, т. е. жмет постоянно кнопки. И руками обеими пользуется, конечно, правая ведущая, но может кружку и левой взять
Ирина, Говорите строго "Нельзя". Следите, чтобы без присмотра не оставался. Интересное наблюдение, это хорошо, развивает межполушарное взаимодействие.
Светлана Васильева, Спасибо огромное Вам
Светлана Васильева, Светлана Васильевна, добрый вечер. А мог Ковид затормозить развитие, переболел малыш тяжело, температура 40 была, тяжело восстанавливался, где-то неделю сонный был, практически не бодрствовал и в ножках слабость была
Ирина, Добрый вечер! Ковид снижает иммунитет на последующие 1,5-2 года. По поводу влияния на развитие точных данных нет.
Светлана Васильева, Поняла, спасибо Вам!