Развитие малышей в 3-6 месяцев жизни

Как малыш развивается на 4-м месяце жизни

Развитие малышей в 3-6 месяцев жизни
На втором квартале жизни психоэмоциональное развитие малыша продолжает активно совершенствоваться, ребенок осваивает все больше навыков и расширяется спектр его эмоций. Как известно, именно в период 3-6 месяцев происходит активное формирование привязанности к родителю, ребенок уже способен легко узнать родного человека, а при длительной разлуке (более 3-4х часов подряд) испытывает стресс, который пугает малыша, может приводить к различным последствиям в дальнейшем. Поэтому для продолжения гармоничного развития ребенка ему крайне необходим родной человек рядом.
+
Спросите врача онлайн

Гарантированный ответ в течение часа

Прочитав статью про развитие малыша в 3-6 месяцев, Вы узнаете:
  • 1
    Как малыш развивается на 4-м месяце жизни. Физическое и психоэмоциональное развитие.
  • 2
    Физическое развитие малыша в 5 месяцев жизни.
  • 3
    Особенности эмоционального развития ребенка в 5 месяцев.
  • 4
    Психомоторное развитие ребенка в 6 месяцев.
  • 5
    Подборка развивающих игр для детей 3-6 месяцев.
  • 6
    Рекомендации родителям по обеспечению условий для гармоничного развития ребенка 3-6 месяцев жизни.

К 4-му месяцу жизни значительно совершенствуется нервная система: ребенок начинает хорошо распознавать источник звука, следит за движением предметов, надолго фокусирует взгляд, прислушивается к маминому голосу, способен распознавать его, отличает от других. Комплекс оживления в этот период ярко выражен: в ответ на обращение малыш улыбается, эмоционально гулит, двигает ручками и ножками. Гуление становится более продолжительное, с разной интонацией, ребенок может "вступать в диалог" с родителем, подражает речи взрослого человека. Положительные эмоции ребенок проявляет веселым гулением, улыбкой, заливистым смехом.

Движения руками у малыша становятся более точными, ребенок способен самостоятельно захватывать игрушку, начинает перекладывать ее из одной руки в другую, тянет в рот. Оральный автоматизм ярко выражен, все познание предмета происходит путем его облизывания и обсасывания, это нормально для данного возраста, и не является признаком скорого прорезывания зубов, вопреки распространенному мнению. Оральный автоматизм будет сохраняться еще несколько месяцев, поэтому все игрушки будут изучаться через рот.

В 4 месяца малыш уже достаточно долго способен лежать на животе, опираясь при этом на согнутые в локтевых суставах руки. Может начать делать "самолетик", то есть лежа на животе поднимать руки, как бы зависая в воздухе. Это подготовительный этап перед началом ползания, такое упражнение хорошо укрепляет мышцы спины, подготавливая позвоночник к увеличению нагрузки. Как правило, к 4-5 месяцам большинство детей уже осваивают переворот со спины на живот. Если этого не произошло, то можно стимулировать ребенка к перевороту игрушками, гимнастикой. Игрушки лучше располагать на данном этапе в поле зрения малыша, но немного сбоку, чтобы был стимул повернуться на бок, а затем и на живот, дотянувшись за интересующим предметом. В 4 месяца многие родители замечают, что ребенок начинает в положении полулежа (в люльке, колыбели, горке для купания) подтягиваться, прижимать подбородок к груди, напрягая мышцы брюшного пресса. Это не попытки малыша сесть, а очередной навык, который позволяет ребенку лучше разглядеть окружающее его пространство. При таких попытках лучше ограничить нахождение малыша в приспособлениях с полулежачим положением, чаще выкладывать на живот, недопустимо присаживать ребенка до того момента, пока он не сядет самостоятельно.

В период с 3 по 4 месяц ребенок ещё очень позитивно реагирует как на родных, так и на чужих людей, легко вступает в контакт (улыбается, гулит) даже с незнакомыми людьми. По мере взросления у малыша появляется страх чужих людей, а привязанность к маме и папе возрастает, это происходит ближе к 6 месяцам, достигает максимума к годовалому возрасту.

В 5 месяцев ребенок продолжает активно развивать свои физические навыки: совершенствует навык лежания на животе - начинает опираться на прямые руки. Эта поза может сменяться позицией "самолета", в таком чередовании малыш может проводить большую часть времени бодрствования. В 5 месяцев ребенок уже хорошо переворачивается со спины на живот через обе стороны. Если в какую-либо сторону переворот затруднен, то это может быть обусловлено неравномерным тонусом мышц, следует обязательно сказать об этом неврологу на плановом осмотре. Во время развивающей гимнастики можно стимулировать поворот через проблемную сторону с помощью специальных упражнений, они не сложные, мама может проводить их самостоятельно. Зрительный анализатор в 5 месяцев все больше совершенствуется, малыш уже в состоянии распознавать много маминых эмоций, по-разному на них реагировать своей мимикой, подражать им. Ребенок узнает родных, может начать опасаться чужих, понимает причинно-следственную связь: при виде материнской груди или бутылочки - открывает рот, радуется, совершает сосательные движения. Малыш легко способен распознавать источник звука, определяет говорящего человека, наблюдает за ним, следит взглядом, вступает в диалог. Свои эмоции малыш подкрепляет активным гулением, оно становится еще более продолжительным, имеет разные интонации. В этот период важно много разговаривать с малышом спокойным голосом, играть, петь, рассказывать стихи-потешки.

К 6-му месяцу жизни ребенок начинает осваивать пространство вокруг себя - начинает обучение ползанию. Первые попытки ползти обычно происходят в технике по-пластунки (лежа на животе), при этом ребенок может сначала научиться ползти назад, а только потом вперед. Лежа на животе, ребенок отрывает корпус от пола, опирается на вытянутые прямые руки, а в положении полулежа предпринимает активные попытки сесть (продолжает качать пресс). Некоторые ранние малыши в 6 месяцев уже активно ползают на четвереньках. Перед началом ползания на четвереньках ребенок может несколько недель вставать на четвереньках и раскачиваться вперед-назад в такой позе, это нормально, после того, как наступит готовность нервной системы – малыш начнет совершать правильное чередование движений, чтобы двигаться вперед.

Игрушки на данном этапе жизни очень интересуют малыша, он хорошо берет их в руки, перекладывает из одной в другую, способен удерживать в каждой руке по игрушке одновременно. Активное изучение игрушек происходит путем ощупывания руками и обсасывания ртом, так как оральный автоматизм по-прежнему ярко выражен. Слух малыша и его психическое развитие в возрасте 6 месяцев позволяют откликаться на свое имя, узнавать знакомые мелодии музыкальных игрушек, эмоционально реагировать на голос взрослого. Эмоции в возрасте 6 месяцев переменчивы, ребенок учится выстраивать эмоциональный контакт со взрослым: показывает свои желания голосом, интонацией, оживлением, позитивно реагирует на ласковую речь, радостное выражение лица, а на негативные эмоции - плачем, криком, недоумением. Ребенок уже очень хорошо понимает где родной человек, а где чужой, настороженно и порой негативно реагирует на чужих.

Игры в 4-6 месяцев

Игра для ребенка – это основа познания мира, источник получения новых знаний, приобретения физических навыков и навыков общения.

Ребенку возраста 4-6 месяцев очень нравится держать в руках, перекладывать из одной руки в другую удобные погремушки: они должны быть легкие, издавать приятный звук, легко захватываться детской рукой (не подходят сильно большие погремушки или тяжелые). Хорошо заинтересуют малыша в этом возрасте музыкальные игрушки, особенно, которые начинают звучать при контакте с рукой малыша. Отлично подходят для этого возраста небольшие сенсорные мячики, которые имеют фактурную поверхность, они стимулируют кожные тактильные рецепторы на ладонях малыша, что положительно влияет на развитие моторики рук.

В 5-6 месяцев ребенка очень заинтересует игра в прятки: предметы или игрушки можно прятать под пеленку или полотенце, в коробку. Особенно интересно прятать музыкальные игрушки, ребенок будет ориентироваться при поиске на звук, искать его источник. Разновидностью игры в прятки является игра с мамой в «ку-ку», когда мама прячется сама (например, за шторой), а затем показывается малышу. Такие игры хорошо тренируют внимание малыша, а еще формируют позитивное отношение к моментам, когда мама делает какие-либо дела и ее нет в поле зрения ребенка.

В 4-5 месяцев большая часть времени бодрствования должно проходить на полу, а игры - стимулировать освоение навыка ползания. Игрушки лучше располагать не совсем рядом с ребенком, а на небольшом расстоянии, тогда, чтобы получить желаемый трофей - придется проползти. Поначалу можно подкладывать под ножки опору (подставлять свои руки, как вариант), тогда малыш будет отталкиваться от них и ползти вперед. Под грудь малышу можно подложить плотный валик, это простое упражнение часто помогает научиться вставать на четвереньки. После того, как ребенок научится ползать, хорошо играть с ним в подвижные игры: догонялки на четвереньках, погоня за игрушкой, преодоление препятствий (например, из подушек, мягких игрушек). Стимулировать ребенка к движению отлично помогают заводные игрушки: ребенок будет с удовольствием их догонять. Не забирайте игрушку сразу, важно дать малышу время ее изучить, если он ее поймал.

Рекомендации родителям

Второй квартал жизни малыша является очень важным этапом начала передвижения в пространстве, изучения мира. Поэтому очень важно на данном этапе создать для ребенка благоприятные условия для развития новых навыков, не ограничивать его.

Родителям можно порекомендовать придерживаться следующих правил в уходе за ребенком:

  • Предоставить малышу больше свободы движений, не ограничивать ее. Очень хорошо для освоения пространства подходит пол, застеленный термоковриком (такой ковер мягкий, теплый, имеет хорошее сцепление с руками малыша, быстро моется, не промокает).
  • Если малыш много времени проводил в шезлонге, люльке, коконе – то после достижения возраста 4-х месяцев следует ограничить время бодрствования в этих приспособлениях, так как они могут тормозить физическое развитие малыша ввиду ограничения свободы движений.
  • Достаточное количество разных игрушек (по цвету, форме, фактуре, размеру). Чем больше предметов будет изучать малыш - тем лучше для его развития. Главное, чтобы игрушки были безопасными для малыша, не имели мелких деталей, острых краев и углов.
  • Гигиена игрушек очень важна, так как иммунная система малыша только формируется, следует своевременно их очищать с помощью нейтрального моющего средства.
  • Хорошо включать малышу детские песни, разные мелодии (веселые, танцевальные, грустные, колыбельные), классическую музыку. Это тренирует слух, дарит положительные эмоции, иногда хорошо успокаивает малыша в рамках спокойного времени бодрствования перед ночным или дневным сном. Некоторым малышам нравится «танцевать» под музыку у мамы на руках.
  • Можно рассказывать малышу потешки, короткие стихи, сопровождать ими привычные ритуалы и режимные моменты (купание, утренняя гимнастика). В дальнейшем этот стишок у ребенка будет ассоциироваться с этим времяпровождением.
  • Если вы чувствуете, что физическое развитие малыша происходит с отставанием от принятых норм, то не нужно спешить самостоятельно ставить диагноз задержки психомоторного развития, правильнее показать малыша неврологу, возможно, ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и все опасения напрасны. Иногда требуется проведение курса лечебно-профилактического массажа, чтобы простимулировать ускорение освоения новых моторных навыков.

Задача родителей обеспечить малышу комфорт, благоприятные условия для его развития, своевременно обращать внимания на какие-либо особенности малыша (отставание, либо опережение) в физическом и эмоциональном развитии, вовремя внося коррективы в уход за младенцем, организацию режима, при необходимости обращаться к профильным специалистам.

Автор статьи: Иванова Екатерина Сергеевна

Дата публикации: 07.06.2020 17:15

Просмотров: 204

Проголосуйте за статью
Рейтинг: 5, Голосов: 1
Онлайн консультант
i
Медицинская консультация, консультация по телефону, консультация в чате, по скайпу, whatsapp/viber, расшифровка анализов.

Здравствуйте.

Если вы столкнулись с похожей ситуцией, либо просто хотите проконсультироваться. Обращайтесь за помощью, обязательно отвечу на все ваши вопросы.


Добавить комментарий
Имя:
Email:
Комментарии