Нарушение слуха– одно из наиболее тяжелых нарушений. Врождённые или приобретённые в раннем возрасте, они приводят, как правило, при глухоте – к отсутствию речи, а при слабослышании – к трудностям в ее овладении.
Учитывая взаимосвязь всех психических процессов, нетрудно сделать вывод о том, что психическое развитие при нарушении слухарезко искажается и носит при этом дефицитарный характер. Невозможность слышать речь окружающих приводит к тому, что ребенок сам не овладевает речью, а его «родную» жестовую речь немногие могут понять правильно. Помимо того, что данное нарушение неизбежно накладывает свой отпечаток на речевое развитие детей, деформируется развитие других психических процессов: мышления (оно становится наглядным, конкретным, трудно усваиваются абстрактные понятия, например, уважение, дружба и пр.), память (т.к. исключается один из видов памяти - слуховой вид) и другие психические процессы.
Тяжёлые последствия наступают также и при нарушении слуха, возникающем в более позднем возрасте у подростков. Человек становится инвалидом, меняется его место в семье и обществе, поскольку речевое общение с окружающими резко затрудняется. Через некоторое время возникают определённые изменения в произношении речи, так как самоконтроль за ней отсутствует. Уровень громкости собственного голоса обычно повышается, внятность речи со временем ухудшается и т.д.
Таким образом, со временем дети с нарушением речи становятся замкнутыми, очень тяжело переживают своё состояние; нередко имеют место суицидальные попытки, особенно в подростковом возрасте.
Физиологическая основа слуха
Формирование слухового анализатора начинается на 4 неделе внутриутробного развития, а на сроке беременности в 6 месяцев плод уже способен слышать звуки окружающего мира. Когда малыш появляется на свет, слуховой анализатор у него сформирован и состоит из 3 отделов:
- периферический, состоящий из наружного (ушная раковина и наружный слуховой проход), среднего (барабанная полость, в которой находятся слуховые косточки) и внутреннего уха (состоит из системы костных каналов, сообщающихся друг с другом);
- проводниковый, представленный нервными путями;
- корковый, который расположен в височной доле головного мозга.
Исходя из сложной структуры слухового анализатора, нарушение может возникнуть у любой его структуры, при этом они подразделяются на кондуктивные (заболевания среднего или наружного уха), нейросенсорные (заболевания внутреннего уха и проводникового отдела), центральные (заболевания коркового отдела). А с учетом того, что слуховой анализатор начинает формироваться на ранних этапах онтогенеза, нарушения слуха могут быть как врожденными, так и приобретенными.
Какие причины нарушения слуховой функции у детей существуют?
Как уже отмечалось выше, тугоухость (стойкое снижение слуха различной степени) и глухота (полное отсутствие слуха или высокая степень его снижения, при которой становится невозможным разборчивое восприятие речи) могут быть врождёнными, приобретёнными, а также генетически обусловленными.
В происхождении нейросенсорных нарушений слуха имеют большое значение неблагоприятные факторы, осложняющие течение беременности и родов, приводящие к рождению детей с гипертензионно-гидроцефальными нарушениями (повышение внутричерепного давления и гидроцефалия) и очаговой неврологической симптоматикой. В пренатальный (внутриутробный), перинатальный (околородовой) и постнатальный (послеродовой) периоды жизни ребёнка возникают острые гипоксические состояния (состояния кислородного голодания), влияющие на кровообращение внутреннего уха. У многих детей понижение слуха происходит во внутриутробном периоде или во время родов.
В формировании перинатальной энцефалопатии при неполноценности основных гистогематических барьеров важную роль играют сочетанные и доминирующие факторы риска (наследственная отягощенность, резус-несовместимость, инфекционные заболевания матери во время беременности, внутриутробная цитомегаловирусная инфекция, применение ототоксических лекарственных средств - некоторых антибиотиков, патологические роды). Особенно опасно воздействие неблагоприятных факторов в I триместре беременности, когда происходит закладка и дифференцировка структур органа слуха.
Любые осложнения неонатального периода (первые 4 недели после рождения ребенка) ухудшают дальнейшее развитие ребёнка, особенно недоношенного, усугубляют расстройства дыхательной системы и церебральные нарушения (мозговые).
Большое значение имеют функциональная незрелость (при массе тела менее 1500 г), респираторный дистресс-синдром, метаболические нарушения, токсоплазмоз, инфекционные и соматические заболевания матери в I триместре беременности (диабетическая ангиопатия, холестеринемия, нефропатия с гипертонией и интоксикацией, гидрамнион, многоплодная беременность, массивная гипотензивная терапия при угрозе прерывания беременности, психотравмирующие ситуации, приводящие к расстройству плацентарного кровообращения и глубокой гипоксии плода).
Наибольшую опасность для органа слуха плода представляет вирус краснухи; при заболевании матери краснухой в первые 2 месяца беременности развивается тяжёлая эмбриопатия с триадой Грегга (тугоухость, катаракта и врождённая кардиопатия), возможна микроцефалия и задержка психомоторного развития.
В перинатальном периоде имеют значение преждевременные роды, лицевое предлежание, рождение от матери моложе 18 и старше 30 лет, высокий порядковый номер родов (количество родов), ранняя отслойка плаценты, родовая травма, гипоксия в родах, дефекты акушерской помощи, рождение недоношенного ребёнка с внутриутробной гипотрофией и др.
Необходимо также учитывать вирусные и гнойно-воспалительные заболевания новорождённого и гемолитическую болезнь в анамнезе.
В подавляющем большинстве случаев врождённые нарушения слуха носят характер нейросенсорной тугоухости или глухоты. Характер и степень поражения слуха напрямую зависят от тяжести поражения центральной нервной системы (ЦНС). Врождённые изменения слуха кондуктивного характера наблюдают при пороках развития наружного и среднего уха.
Отит – серьезная угроза возникновения нарушения слуха у детей
В структуре причин, вызывающих приобретенные нарушения слуха различной степени в детском возрасте, ведущее место занимает хронический гнойный средний отит. А почему именно это, казалось бы, не столь серьезное заболевание может привести к столь серьезным последствиям у маленьких детей? Все дело в особенностях строения слухового анализатора малышей. Давайте остановимся на них подробнее.
У новорождённого ребенка кости черепа не сращены друг с другом, а скреплены соединительной тканью, богатой кровеносными сосудами, в результате чего у малышей некоторые структуры уха тесно связаны с сосудами и нервами головного мозга. Исходя из данной особенности, острый отит у маленьких детей может протекать с менингеальными симптомами вследствие выпячивания слизистой оболочки барабанной полости под давлением экссудата (выделяющейся жидкости при воспалении) в сторону мозговой оболочки.
Короткая, широкая, низко и горизонтально расположенная слуховая труба у детей до 1 года способствует заражению среднего уха вследствие затекания носоглоточной слизи в барабанную полость, так как дети преимущественно лежат на спине, часто срыгивают после кормления. Вот почему у малышей при обычных простудных заболеваниях часто бывают осложнения в виде отита.
При рождении полость среднего уха ребенка состоит из так называемой эмбриональной миксоидной ткани, которая, как правило, исчезает на 1 году жизни, но в некоторых случаях может сохраняться у детей до 3-4 лет, а иногда наблюдается и у взрослых. Именно эта ткань играет большую роль в нарушении функций среднего уха, т.к. является питательной средой для непатогенной микрофлоры.
Такое образование уха как антрум окружено детской костью, выполненной красным лимфатическим костным мозгом, относительно легко разрушающимся при воспалении. Это способствует развитию остеомиелитическому процессу (инфекционный воспалительный процесс).
Барабанная перепонка за счёт фиброзного слоя довольно толстая, редко выбухает даже при наличии экссудата (выделяющейся жидкости при воспалении) в барабанной полости. Поэтому при диагностике острого среднего отита врачи ориентируются преимущественно по общим проявлениям заболевания.
В связи с вышесказанным важная проблема в периоде новорождённости и в течение первого года жизни ребёнка – правильное лечение простудных заболеваний и своевременное выявление нарушения слуха у ребёнка.
Развитие слуховой функции у детей в норме
Еще в пренатальном периоде (внутриутробном) у плода отмечаются реакции на звук, особенно звуки низкого тона (например, голос папы). На последних месяцах пренатального развития звуковые раздражения могут вызвать шевеления плода.
У новорожденных детей (у доношенных и недоношенных) отмечается вздрагивание на сильный звук, закрывание глаз, изменение дыхания, появление пульсации родничка, задержка сосательных движений, открывание рта, т.е. такие реакции, которые протекают по типу безусловного рефлекса.
К началу 2 месяца жизни у ребенка наблюдаются условные рефлексы на звуковые раздражители (малыши поворачивают голову и глаза в сторону источника звука). Это свидетельствует о том, что у детей формируется слухо-моторная координация. Примерно к этому же периоду формируется условный защитный (мигательный) рефлекс на звуковое раздражение.
Распознавание и разграничение различных звуков (например, звука колокольчика от свистка) доступно для малышей в 3 месяца.
В дальнейшем у детей происходит дифференцирование звуков, которое также распространяется на речь, голос, интонацию. Дети очень эмоционально реагируют на обращенную к ним речь, ориентируясь при этом в первую очередь на интонацию. Слушая речь окружающих, малыши пытаются подражать взрослым, что в свою очередь стимулирует их речевое развитие.
В течение 2-3 годов жизни ребенка происходит развитие восприятия звукового состава речи. При этом следует отметить, что в данном возрасте слуховая дифференциация и произносительная сторона речи неразрывно связаны друг с другом.
К началу третьего года жизни заканчивается формирование речевого слуха, при этом неразвитый фонематический слух может наблюдаться у детей в более позднем возрасте и создавать трудности в некоторых видах деятельности (например, в учебной при освоении грамматики).
Некоторые дети в дошкольном возрасте демонстрируют творческую одаренность в виде музыкального слуха. Если родителям во время удастся распознать предрасположенность их ребенка к миру искусства, то из него в дальнейшем может выйти прекрасный музыкант, композитор или певец.
В развитии речевого и музыкального слуха огромную роль играет общение ребенка со взрослыми. Большое значение в данном возрасте играет музыкальное воспитание, т.к. именно данный возраст является благоприятным для развития музыкальных предпочтений, поэтому вкус к хорошей качественной музыке необходимо прививать с детства.
В статье говорится, что из-за того, что у новорожденных слуховая труба расположена низко и горизонтально,а также потому что ребенок чаще находится в лежачем положении, происходит затекание носовой слизи в барабанную полость и, как следствие, простудное заболевание является причиной осложнения в виде не безобидного отита. Не значит ли это, что в целях избежания таких неприятностей постель ребенка лучше устроить с повышенным изголовьем? Ведь многие советуют, чтобы ребенок спал без подушки, лишь с чуть приподнятой головкой. Или только во-время простуды, ребенка класть в постель с средней степени высокой подушкой, чтобы слизь с микробами не попадала в среднее ухо?
А насколько влияет употребление алкоголя и курение будущей матерью на развитие детей с нарушением слуха? В некоторых изданиях утверждается, что алкоголь может привести даже к полной глухоте. Это касается регулярных распитий спиртного, или речь идет о том, что даже малые дозы алкоголя опасны для развития слуха ребенка? Честно говоря, я знаю многих молодых мам, которые не отказывали себе в алкоголе при беременности (в умеренных дозах), и ничего - дети рождались вполне здоровыми. Со слухом у них тоже все в полном порядке.
Много внимания в предложенной статье уделено физиологическим проблемам слуховой функции у детей, описаны случаи про нарушение слуха у детей после перенесенных заболеваний. Доступно и познавательно. Очень хочется услышать мнение специалиста про нарушения, которые не так явно проявляются. Малыш слышит звуки, на хлопки, звон, музыку реагирует. Но очень часто при обращении к нему приходится заново повторять вопрос или не видно с его стороны никакой реакции, он постоянно переспрашивает. Скажите, в чем может быть проблема? Чем вызвано?
смотрите я с такой проблемой как нарушение слуха у детей, моему ребенку около 2-х лет и в последнее время меня тревожит то, что врач сказал что правое ухо слышит на 60 процентов, из за потенциальной болезни как отит, ето началось после того как мы с семьей отдыхали на природе, а ребенок все время оставался в машине, но спал в палатке вместе с нами, врач сказала что может ето простуда или что то другой, но я слышала что дети с нарушением слуха вылечиваются и при чем не долго, врач сказала что надо ходить 3 раза в неделю на массаж а также на другие процедуры, хочу спросить это сильно, переживать сильно надо?
Когда у нас родился ребенок, я очень переживала, чтоб все было нормально, бывало, что малышка не реагировала на звуки, но потом все прошло и я перестала переживать, но встретила соседку, которая рассказала историю о том, что у ее подруги заболел ребенок, все уладилось, он выздоровел, но появились осложнения, которые повлияли на слух. У ребенка начал пропадать слуг. Подскажите, осложнения от каких болезней могут повлиять на нарушение слуха у детей, как этого избежать и как бороться с этой проблемой?
У моей дочери страдает развитие речи- она невнятно произносит большинство слов. Мы наблюдаемся у невролога. Но нам настоятельно советуют посетить ЛОРа или сурдолога чтобы проверить слух. Неужели есть какая то связь между речью и слухом? Что вызывает нарушение слуха у детей? По-моему развитие детей с нарушением слуха происходит также как и здоровых. Моя дочь не любит резких звуков. Например, когда играет симфонический оркестр она зажимает уши руками. Говорят, что дети с нарушением слуха ведут себя также.
Здравствуйте! Хочу задать вам вопрос от имени своей подруги. Ее девочке уже 6 лет, скоро в школу, а разговаривает она очень плохо, можно сказать, только мама ее и понимает. Она занимается с логопедом, но ни разу не наблюдалась у сурдолога. Скажите, может ли нарушение слуха у детей влиять на речь? И если да, то правда ли, что дети с нарушением слуха должны учиться в спецклассе? Существенно ли развитие детей с нарушением слуха отличается от развития здоровых деток? Кроме того, папа девочки заикается. Может ли это нарушение передаваться по наследству?
Моему сыну Мише 1,3 года. Пока развиваемся как и все сверстники, но еще в роддоме мы не прошли первую проверку слуха, потом были в 3 мес. опять аппараты ничего не показали. Страху моему не было предела, сделали специальную проверку в спящем состоянии, выявили тугоухость, то есть мой мальчик не слышит совсем тихие звуки и шепот. Лечения никакого не назначили, просто регулярное наблюдение. Подскажите, как происходит развитие детей с нарушением слуха? Что делать, чтобы мы не отстали в развитии, и процесс не ухудшился с возрастом?
Могу ли я сама выявить нарушение слуха у детей, раньше я не замечала проблемы, а сейчас меня беспокоит то, что сын не смотрит телевизор и не слушает музыку на той же громкости что и раньше, он постоянно увеличивает звук, так что уши режет, а ему нормально. Заметила в последнее время окликая его он не слышит, нужно громко крикнуть только тогда он откликается. Плановая диспансеризация была 2 года назад, не знаю есть ли повод идти к врачу, или это возрастное проявление характера, со слухом всё в порядке, а громкость способ насолить родителям.
Можно ли на ранних стадиях увидеть нарушение слуха у детей? А то у меня подруга волнуется у нее ребенок не всегда реагирует на ее голос и на шум в комнате. Может ли это быть одной из причин, что в ребенка плохой слух или у него проблемы со слухом? Хотелось бы также узнать, как именно проходит развитие детей с нарушением слуха, в какие игры можно и нужно с ними чаще всего играть? Я думаю, что на таких детях не нужно ставить крест их нужно всячески - как с помощью врачей, так и с помощью педагогов лечить и развивать.
Хотелось бы узнать какие существуют формы реабилитации для детей с нарушением слуха. Ведь есть же какие-то процедуры для улучшения имеющейся тугоухости. Какие слуховые аппараты используются для маленьких детей - ведь зачастую дети с нарушением слуха обладают нормальным интеллектом, а отсутствие слуха мешает им адаптироваться в обществе, в полной мере проявить свои таланты и интеллектуальные данные.Развитие детей с нарушением слуха должно быть таким же как для детей нормы. Есть ли у нас в России какой-то комплексный подход в решении вопросов адаптации детей с нарушением слуха.